Команда "ПалычМоторСпорт"
Команда ПалычМоторСпорт

Команда "ПалычМоторСпорт"
Адрес: г. Абакан, ул. Советская, 179.
Основана: в 2013 году.
Виды спорта: автокросс, трековые автогонки.
Руководитель: Бодня Иван Павлович.


Состав команды:
Бодня Иван Павлович
Бодня Роман Иванович
Гураль Евгений Владимирович
Болиевский Сергей Сергеевич
Дресвянкин Антон
Агеев Станислав
Мочанов Анатолий Валерьевич

Название команды говорит само за себя: спортсмены-автокроссмены под предводительством Иван Палыча. Команда абаканских автогонщиков, профессионально занимающихся кроссовыми гонками. Об истории рождения «скоростной» команды, проблемах современного автоспорта, победах, поражениях и «наполеоновских» планах участников пойдёт речь в сегодняшнем материале.
Сейчас автокросс в наших краях развит достаточно хорошо. Ежегодно на просторах Хакасии проводятся этапы красноярских соревнований, приезжают пилоты уровня России. Черногорская трасса «Черное кольцо» известна во всей Сибири. Наши гонщики всё чаще занимают призовые места на соревнованиях. Но так было не всегда. Одно время автокросс как вид спорта почти перестал существовать. И сейчас его могло не быть, если бы не группа активных автолюбителей, которые не жалея времени, денег и жизненной энергии возродили этот вид спорта, и до сих пор активно его развивают.
Рассказывает капитан команды Иван Павлович Бодня:
«Мои занятия автоспортом начались в 1982 году. Наша спортивная команда Горздрава Абакана в то время обитала в гаражах, где сейчас находится станция скорой помощи. Именно там были собраны первые гоночные машины. Раньше классы машин делились несколько иначе, был класс «Москвич», «Волга» и «Жигули», а первый гоночный трек находился на пустыре по ул. Крылова, рядом с автодромом ДОСААФ. В советские времена с запчастями была напряжённая обстановка, поэтому нам приходилось проводить «инженерные эксперименты». Сами вытачивали нужные запчасти, сами испытывали машины после доработки. В то время я получил хорошие навыки вождения, научился налаживать и конструировать машины. Соревнования проводились довольно часто, были многодневные ралли с большим количеством спецучастков, зимой трековые гонки и еще много чего. В 90-х годах всё затихло, с началом перестройки о гонках все забыли. Какие-то движения в сторону развития автоспорта начались в 2000-ых. Возникла идея гонок ралли-спринт на личных машинах. На той машине, что ездили на работу, на той же - на гонки. Команда по участию в автокроссе начала формироваться гораздо позднее, когда Иван Мисюк построил в Черногорске трассу. Самый первый заезд по автокроссу состоялся в 2009 году. Мы тогда проводили ралли-спринт и решили выехать на показательный массовый заезд автокросса. В нем участвовали двое абаканцев на «Жигулях» и «Москвиче» и гонщики из Минусинска. Вот примерно 2009 год можно принять за точку отчёта формирования нашей современной команды».
Сейчас в команде ПалычМоторСпорт насчитывается семь машин. Три модели ВАЗ-2108 Антона Дресвянкина, Евгения Гураль и Анатолия Мочанова класса Д2-1600 (передний привод с форсированным мотором) и одна «восьмёрка» Агеева Станислава в классе Д2Н (переднеприводные машины с 1,5-литровым стандартным двигателем). Двое заднеприводных жигулей: ВАЗ-2103 Романа Бодня и ВАЗ-2107 Сергея Болиевского – класс Д2-2500 и одна зелёная БМВ, тоже класса Д2-2500.
«У каждого члена команды своя машина. Свои идеи доработок и переделок, воплотить в жизнь которые мы помогаем друг другу в большом общем гараже. Порой у нас есть только кузов или двигатель и с него начинается постройка гоночной машины». – рассказывает Роман Бодня. – «Так, например, было с флагманом нашей команды зелёной БМВ. В один из вечеров мы сидели в автошколе ДОСААФ, смотрели за окно и увидели старую зелёную БМВ главного бухгалтера, которая уже несколько лет стояла под открытым небом. В наши светлые головы взбрела идея восстановить машину, вварить в неё каркас и выпустить на трассу. От идеи к делу. Скинулись и выкупили машину. Прошло немного времени и машина в нашем строю. Сейчас она ездит, не так конечно хорошо, как хотелось бы, но всё-таки уже гонка! BMW является учебно-тренировочным авто, на нем мы учим ездить гонщиков-новичков, отрабатываем спортивные приемы вождения»
Каждый год число машин, подготовленных к соревнованиям по автокроссу, становится всё больше и больше. Каждый год меняется технический регламент. К гонкам допускаются новые модели машин, увеличивается линейка двигателей. Lada Kalina, Lada Priora, Renault Logan – более мощные машины всё чаще появляются на трассе, но далеко не факт, что именно они выигрывают гонки. Что влияет на победу, какой самый главный фактор определяет победителя? «Умение ездить» - отвечает Евгений Гураль. - «На некоторых машинах, кроме её владельца, никто даже с места тронуться не сможет. Например, у моей машины рабочее состояние мотора 4500 – 5000 оборотов. Только на таких высоких оборотах машина развивает необходимые 150 л.с. и может составить конкуренцию другим гонщикам. Поэтому кому-то кроме владельца с непривычки очень сложно с ней справиться». Несколько иное мнение у Ивана Бодня: «Раньше из стандарта делали спортивные машины, а сейчас делать-то ничего и не надо, всё спортивное уже давно готово, осталось только купить, собрать как конструктор и можно ехать».
2012 год остался значимым для команды и для автоспорта Хакасии в целом. Более 10 машин стали постоянными участниками кроссовых соревнований. В этом году была образована Федерация автоспорта Хакасии. Под ее эгидой совсем скоро стартует открытый чемпионат республики по зимним трековым гонкам на «Черном кольце». Участники команды ПалычМоторСпорт улучшили свои спортивные достижения. Все, кто имел второй разряд, получили первый. Антон Дресвянкин выполнил норматив Кандидата в Мастера Спорта России. Кроме этого были приобретены две переднеприводные «восьмёрки» класса Д2-1600, осталось только их подготовить к соревнованиям.
2013 год обещает быть не менее значимым. Рассказывает Иван Бодня: «Росимущество выделило несколько машин для подготовки детей. Мы планируем открыть секцию для юных автолюбителей и тренировать детей с 14 лет, чтобы уже с 16 лет по разрешению родителей некоторые могли участвовать в автогонках и побеждать. Кроме того, основой обучения будут вовсе не гоночные программы, а контраварийное вождение. Если сейчас проехаться после первого снега по улицам города, то пальцев на руках не хватит сосчитать количество аварий. Чтобы люди могли и умели управлять машиной в критических ситуациях, планируем заняться обучением людей правильному вождению».
Деятельность команды не ограничивается выступлением на соревнованиях. Невозможно переоценить вклад, который вносят эти люди в развитие автоспорта Хакасии. Судейство, обеспечение безопасности зрителей, всевозможные согласования с местными властями, и даже уборка трассы после гонок – вот сколько трудной работы лежит на плечах энтузиастов своего дела. Возможно, порой им хочется просто приехать и погоняться в свое удовольствие, не заботясь об организаторских проблемах. Но все твердо знают: если не мы – больше никто. Благодаря таким людям автоспорт в Хакасии есть.

Дмитрий Крылов, журнал «Автогид Хакасии»