История мотоспорта в городе шахтеров
"Состязание мотоциклистов" - так незатейливо называлась заметка в газете "Шахтер" за 1 мая 1955 года. Это были одни из первых мотогонок в истории Хакасии. За прошедшие 60 лет двухколесный спорт нашей области, а затем республики прошел большой нелегкий путь - сначала к вершине популярности в 80-х, затем к полному упадку 90-х. Некоторые дисциплины мотоспорта, популярные в прошлом, - например, мотобол и гаревый спидвей - мы потеряли полностью, другие еще пытаются выживать без государственной поддержки. О том, каким был мотоспорт Хакасии 60 лет назад, рассказывает историк черногорского спорта Валерий Чубриков.
Мотоспорт (глава из книги "Черногорск. 85 спортивных лет")
Современный мотоспорт достаточно многообразен. Достаточно сказать, что ежегодно ФИМ (Международная мотоциклетная федерация) определяет два десятка чемпионов мира и почти столько же чемпионов Европы в различных видах мотоспорта. Среди них наибольшую популярность сегодня завоевали мотокросс, шоссейно-кольцевые гонки, спринтерские заезды и трековые гонки (по гаревой дорожке и льду). В этом ряду особенно зрелищен и динамичен спидвей.
В 60-х годах такие соревнования не единожды проводились в Черногорске на стадионе "Шахтер". Несмотря на холодную погоду (соревнования обычно проводились в феврале) трибуны стадиона всегда были забиты до отказа. Жители шахтерского городка с замиранием сердца следили за ходом гонок, в которых выступали и их земляки.
Отметим, что в те годы в городе была своя команда по мотоболу, которая соревновалась с абаканцами. Игры проходили на стадионе домостроительного комбината, канувшего сегодня, как многое, в лету. Были и свои доморощенные мастера спорта по мотогонкам Николай Семченко, кандидаты в мастера спорта Валерий Николаев, Олег Присяжный, перворазрядник Валерий Осипов, Юрий Иванов, Иван Дранащупов. Черногорцы нередко выезжали на тренировочные сборы в п. Подсинее, где был очень хороший трек, и куда приезжали на тренировочные сборы команды Кемерова и Красноярска, участвовали в различного ранга соревнованиях.
Так, в марте 1964 года на стадионе "Шахтер" прошли первые состязания по спидвею, в которых участвовало 13 гонщиков, в основном красноярцы и среди них черногорец, мастер спорта СССР Владимир Александрович Антоненко. В этот день на поле стартовали машины класса 175 и 125 кубических сантиметров. Победу одержал красноярский гонщик, мастер спорта Прядильников. Ему немного уступил его земляк красноярец Владимир Градобоев. Не повезло и нашему Владимиру Антоненко. За короткое предстартовое время гонщик не успел переоборудовать свою машину, предназначенную для краевых гонок, поэтому в заездах получились сбои. Тем не менее, несмотря на эти обстоятельства, он все же решил выступить в соревнованиях. "Очень хотелось, - говорил позже Владимир Алексеевич, - чтобы черногорские зрители и особенно спортивные руководители убедились, какой это интересный вид спорта, какое увлекательное и волнующее зрелище. Нужно обязательно иметь в городе своих спортсменов-мотогонщиков!" Спустя время Владимир Антоненко стал тренером мотоклуба, организованного при черногорском ДОССАФ, работал на комбинате "Искож", строил спортивный комплекс "Искожевец".
Вообще, если обратиться к хронике мотоспорта, а сделать это можно по страницам единственной в те годы газеты "Шахтер", то за 1 мая 1955 года в газете была опубликована заметка под названием: "Состязание мотоциклистов". В ней рассказывалось, что комитет ДОСААФ провел мотогонки по пересеченной местности, в которых участвовало 14 мотоциклистов. В результате, в классе машин "ИЖ-49" первое место занял маркшейдер шахты № 12 Власов, на втором месте был элекрослесарь шахты № 9 Мецлер, на третьем - работник ЦЭММ Карпов. В классе машин "К-125" победителем стал Кравцов.
В январе 1983 года стадиону "Шахтер" было доверено провести полуфинал первенства РСФСР по мотогонкам на льду в классе машин 175 см, который собрал цвет сибирского мотоспорта. Достаточно назвать имена таких гонщиков, как неоднократный чемпион СССР, мастер спорта Валерий Свинко из Красноярска и его земляк, мастер спорта, победитель ряда крупных турниров Анатолий Максимец. Хакасию на соревнованиях представляли черногорец Иван Дранащупов и абаканец Анатолий Гришин. Соревнования проходили два дня. Основная борьба развернулась между читинцем Сергеем Гришаненко и красноярцем Валерием Свинко. Победил С. Гришаненко. Черногорец И. Дранащупов оказался на девятом месте. Также последние места достались нашим гонщикам Г. Карпову и В. Николаеву. Участники и тренеры отметили хорошую организацию хозяев соревнований (в этот период председателем городского комитета ДОСААФ был известный в городе и крае мастер спорта по мотогонкам В.А. Щеглов) и по сути этим дали еще один толчок развитию черногорского мотоспорта.
В городе полным ходом шло строительство мототрека, помощь в этом оказывал комбинат "ИСКОЖ", была создана детская школа "Спидвей-юниор", в которую набирали 12-летних мальчишек, закупили спортивные мотоциклы, формы для юных гонщиков. На пятидесятилетие города ребятам предоставили возможность выступить в праздничных мероприятиях на стадионе. Позже в Черногорске стали проводиться различные соревнования, у ребят появились первые успехи, на тренировки в Хакасию стали приезжать гонщики из других областей (весна в наши края приходит рано, вместе с нею рано сходит снег). В Черногорске было построено административное здание будущего городского центра по военно-техническим видам спорта. Но в стране началась перестройка, и многим хорошим задумкам так и не суждено было сбыться.
Позднее один из участников этих соревнований, а именно Г. Карпов стал тренировать местных мотогонщиков. К сожалению, сегодня уже мало кто знает, что помимо мастера спорта, неоднократного призера первенства РСФСР и СССР Владимира Щеглова, в нашем городе проживает еще один не менее титулованный и маститый мотогонщик - мастер спорта по мотогонкам Владимир Антоненко. В марте текущего (2008) года ему исполнилось 70 лет.
Родился Владимир Александрович в семье кадрового военного в Днепропетровске. С началом войны родители (отец потом погибнет на фронте) отправили его к бабушке в Уфу, ставшую позднее столицей мотоспорта России. Здесь Владимир окончил школу, автодорожный техникум, увлекся мотогонками, выступал в обществе "Трудовые резервы", вступил в Башкирский автомобильный клуб, где начал осваивать езду по гаревой дорожке в классе мотоциклов 125 кубических сантиметров и в 1956 году впервые выступил на соревнованиях бдддююбв День молодежи на первенстве Башкирии.
Но все же больше всего запомнил Владимир Александрович свой первый старт в 1954 году, когда, участвуя в соревнованиях, он стал 12-м среди 100 участников. В те годы в Башкирии часто проводились разного ранга турниры, на которых нередкими гостями были гонщики из Чехословакии, Германии, Швеции. Несомненно, это способствовало быстрому росту мастерства наших спортсменов, в том числе Владимира Антоненко. Вскоре он был включен в сборную Башкирии, в ее составе выступил в первенстве Поволжья, где занял призовое место. После этого молодого и отчаянного гонщика приметили тренеры сборной страны - так Антоненко попал в состав сборной СССР, вышел на всесоюзную арену. И уже в 1960 году на всесоюзных соревнованиях выполнил норматив мастера спорта, освоив машины разного класса. В Черногорск летом 1963 года он приехал уже имея звание мастера спорта и большой спортивный опыт. В городе он на первых порах устроился инженером по технике безопасности в "СУ-30", а в марте 1964 года принял участие в первых мотогонках на льду, в которых участвовали в основном мастера спорта из Красноярска, призеры всесоюзных соревнований. Антоненко не занял тогда никакого места (спортсмен еще не успел привыкнуть к своей новой машине), но немало порадовал зрителей и любителей мотоспорта. А чуть позже занялся тренировкой местных гонщиков. Привез из Абакана три спортивных мотоцикла и стал обучать черногрских мальчишек, постепенно передавая им свой опыт. В эти же годы он перешел работать прорабом в СУ-29, где и познакомился с нынешним мэром Черногорска Владимиром Сорокиным, который работал тогда рядовым строителем. Сегодня Владимир Александрович с удовольствием вспоминает то время и очень хорошо отзывается о своем бывшем коллеге. Говорит, что Владимир Георгиевич - цельная, целеустремленная натура, всегда доводит начатое дело до конца, обладает большой работоспособностью.
Сам же Владимир Александрович принимал участие в строительстве Хакасского комбината строительных материалов, который сегодня уже исчез с карты города, 23 года отработал на комбинате "ИСКОЖ", откуда и ушел на пенсию.
Вместе с женой они вырастили двоих сыновей, один из которых хотел было также посвятить себя мотоспорту, но мать воспрепятствовала этому увлечению. Слишком этот спорт опасен для здоровья и кому хочется иметь сына-инвалида, к тому же перед глазами был пример отца. В 1965 году на одной из тренировок Владимир Александрович упал со своего железного коня и сильно ударился спиной о металлическую ограду, сломав при этом несколько ребер. На этом и закончилась спортивная карьера знаменитого гонщика. Какое-то время он еще интересовался развитием мотоспорта в стране, но с годами все как-то отошло. От прежнего увлечения остались лишь многочисленные спортивные награды и подарки: кубки, фигуры художественного литья, настольные часы, грамоты и дипломы да сверкающий металлическим блеском на лацкане выходного пиджака значок - "Мастер спорта СССР", привет из его крылатой юности, гордость и главное свидетельство былой славы.

Мастер на все руки

В числе тех, кто создавал спортивную историю города, есть имя большого энтузиаста технических видов спорта, бывшего члена сборной команды России по мотоспорту, неоднократного призера и победителя, мастера спорта СССР Владимира Щеглова (в спортивной копилке чемпиона 13 медалей: две золотые, две серебряные, остальные бронзовые).
Он приехал в Черногорск по приглашению администрации комбината "ИСКОЖ" в 1978 году из Кемерово будучи специалистом со спортивным образованием. Мотоспортом бывший чемпион увлекся в 14 лет, а в 18 уже участвовал в различных первенствах. Свою работу в Черногорске начал со строительства мототрека в северо-восточной части города, который был готов к 1982 году. В это же время в городе с его участием был создан клуб юных гонщиков "Спидвей-юниор", воспитанники которого участвовали в различных соревнованиях. Параллельно на поле мототрека велось возведение административного здания и технических помещений, которое так и осталось незавершенным. Начавшаяся перестройка поставила точку в развитии многих видов спорта, в т.ч. мотоспорта.
Оставшись не у дел, бывший чемпион одно время работал председателем ДОСААФ, а затем в 1987 году ушел преподавателем труда в школу № 4. Мастер на все руки, натура деятельная и увлекающаяся, он занялся изучением истории авиации, самолетостроения (это было вторым его увлечением). В итоге, В. Щеглов первым в Хакасии своими руками построил самолет, приняв на нем участие во Всесоюзном конкурсе авиалюбителей, проводившемся в Крыму, где стал лауреатом. Потом был очередной конкурс в Киеве и еще один титул лауреата. К слову, самолет был не единственным изобретением талантливого самоучки. За свою жизнь Владимир Александрович чего только не конструировал: автомобили, мотоциклы, а позже и вполне эксклюзиную мебель, которая пользовалась немалым спросом и которую сегодня можно встретить не только в Хакасии, но и в Германии (уезжая туда на жительство, заказчики забрали ее с собой). Интересовался художественными ремеслами, искусством древних мастеров, собирал литературу по обработке дерева.
В конце 90-х годов он самостоятельно построил дом, оборудовал мастерскую, стал работать на заказ. В свои 66 лет В. Щеглов остается разносторонним, активным, подвижным человеком, интересным собеседником. Продолжает трудиться преподавателем труда в школе № 4.
Валерий Чубриков
Фото из архива Владимира Щеглова
"Состязание мотоцилистов" - так незатейливо называлась заметка в газете "Шахтер" за 1 мая 1955

года. Это были одни из первых мотогонок в истории Хакасии. За прошедшие 60 лет двухколесный спорт

нашей области, а затем республики прошел большой нелегкий путь - сначала к вершине популярности в

80-х, затем к полному упадку 90-х. Некоторые дисциплины мотоспорта, популярные в прошлом, -

например, мотобол и гаревый спидвей - мы потеряли полностью, другие еще пытаются выживать без

государственной поддержки. О том, каким был мотоспорт Хакасии 60 лет назад, рассказывает историк

черногорского спорта Валерий Чубриков.