Форсаж-шоу 2005

В 2005 году на участке дороги близ Абаканвагонмаша состоялось историческое для автомобильного спорта республики событие - "Форсаж-шоу". Эти гонки стали первым (как потом оказалось, и последним) официальным соревнованием по дрэг-рейсингу в Абакане. Вот как пишет о том незабываемом дне корреспондент газеты "Шанс".

28 мая в Абакане состоялось беспрецедентное событие: первые в истории Хакасии официальные соревнования по drag-racing-у. На трассе в районе "Абаканвагонмаша" побывал и корреспондент "Шанса".

Drag-racing (или, как его еще называют, street-racing) в последние годы становится всё более популярным видом спорта в России. Коротко для тех, кто не совсем в курсе, машины примерно одного класса соревнуются в заездах на 402 метра. Половину успеха, если не больше, решает удачный старт и разгон. Побеждает тот, кто ухитрился развить на столь краткой дистанции максимальное ускорение и первым пришел к финишу.

Форсаж-шоу 2005

Откуда drag-racing пришел в Россию, достоверно неизвестно. Однако в том, что он стал чрезвычайно модным, и сами гонщики, и наблюдатели со стороны склонны "винить"... зарубежный кинематограф. Привет мсье Люку Бессону с его "Такси" и Робу Коэну с его "Форсажами". Предполагается, что именно после выхода на широкий экран этих двух шедевров народ принялся активно "апгрейдить" и "тюнинговать" свои автомобили, превращая созданные для мирных семейных поездок за город седаны в расписные (или не расписные, главное все же - начинка!) болиды для гонок по городским шоссе.

Форсаж-шоу 2005

В Абакане drag-рейсеры до сих пор состязались между собой, заезды устраивались, так сказать, на общественных началах, на куске загородной трассы в районе того же "Вагонмаша". Некоторые всерьез заболевшие этим видом спорта индивиды изредка выбирались на настоящие организованные гонки в близлежащие регионы. Несколько абаканских машин, например, засветились в прошлом году на GT-сейшене в Балахте. В основном, правда, в качестве зрителей: состязаться с красноярцами,у которых и опыта, может, побольше, а главное, тюнинг покруче, решились немногие. Автору этой статьи, в прошлом году посетившему сие славное мероприятие на солнцепёке балахтинского аэродрома, запомнился абаканец Сергей Петушков. На своей "Супре" он участвовал в заездах второго класса. В первом заезде с такой же "Супрой" пришел ровно, а вот во втором проиграл, зато сколько впечатлений!

Форсаж-шоу 2005

Это однако лирическо-исторический экскурс в прошлый год. Гоночный сезон открывается, как правило, летом. В среде людей, заинтересованных в бешеной езде по прямой в 402 метра, уже пошли разговоры о новых GT-действах в Красноярске, как вдруг...

"Форсаж-шоу" в Абакане! Столица Хакасии, до этого не звучавшая особо в гоночном мире, взяла на себя смелость дать старт новому DR-сезону в Сибири.

В то, что такое возможно, поначалу даже не верилось. На форуме популярного портала kolenval.ru, например, вовсю высказывались сомнения по поводу того, что "Форсажу" в Хакасии - быть. Слухи, как водится, опередили все официальные заявления и документы. И когда кто-то сказал: "В Абакане готовят "Форсаж", - большинство услышавших это уныло протянуло: "Да ну..." К тому же потом вышел прокол и с официальными заявлениями. Первоначально гонка была намечена на 7 мая. Но из-за различных бюрократических неувязок ее пришлось перенести. И всё-таки шоу состоялось.

Форсаж-шоу 2005

Предчувствие большого события наводнило не избалованный такими зрелищами городок примерно за неделю до дня заездов. Велосипедная пацанва на прогретых солнцем улицах с важным видом обсуждала грядущее. В музыкальном магазине до моих ушей долетел обрывок разговора двух пузатых дяденек: у кого-то есть большой грузовой автомобиль, с крыши которого можно спокойно созерцать то, что творится на трассе.

27 мая поздно вечером мы прибыли на участок улицы Советской, в районе "Абаканвагонмаша". Арам Аветисян на своем "Скайлике" и сотоварищи рулили "змейку". Полный энтузиазма Серега Петушков демонстрировал новые внутренности своей машины, для апгрейда которой в ход пошли пластиковые канализационные трубы. На заправке медицинским одноразовым шприцем в бензобак его "Левина" впрыскивали какую-то крутую присадку от "Ликви Моли", дозируя миллилитры, как лекарство.

Форсаж-шоу 2005

Почти в сумерках из разных углов городских улиц то и дело вываливались уже помытые и оклеенные символикой соревнований, номерами и адресами спонсоров (у кого таковые были) "озверевшие" некогда домашние автомобили...

Гонка была уже где-то совсем рядом. Никто в ту минуту еще не знал, что Петушков на третьем тренировочном заезде лишится двух поршней и, в отчаянии проносившись по автомагазинам, так и не сможет принять участие в "Форсаже". А "Скайлайн" Арама, наверное, даже предположить не мог, что первая официальная гонка Хакасии запомнится ему каменюкой, пущенной из толпы зрителей злобным и пьяным типом. Впрочем, обо всём по порядку...

Форсаж-шоу 2005

28 мая в девять утра в районе Пригорска организаторы соревнований встречали команду из Красноярска. О том, как красноярцы добирались до Абакана, подробно и весело можно почитать на форуме сайта kolenval.ru. Похоже, что главное открытие, которое сделали для себя красноярские гонщики, привыкшие соревноваться друг с другом, - что быть командой всё-таки здорово. И ехать такой организованной толпой, поражая зевак внешним видом, рёвом спортивных глушителей и гордо реющим флагом GT-клуба, несмотря на приключения (в дороге "умерло" и подверглось срочной реанимации два несчастных "Митсу"), - довольно весёлое предприятие.

В полдень в районе гостиницы "Хакасия" еще можно было видеть гордость "Клуба 500" - груженную на прицеп "Оку". В таком "транспортабельном" состоянии "мечта пенсионерки" издали не поражала ничем, кроме разве что яркой окраски.

Форсаж-шоу 2005

Любители же drag-racing'а и особенно те, кому довелось в прошлом году побывать на балахтинском аэродроме, сразу же опознали легенду. Не берусь достоверно сказать, что изменилось в машинке за прошедший год, но из первого знакомства помню, что из "чебурашки" отечественного автопрома Евгений Черепенин и Павел Логинов ухитрились сделать настоящего "монстра". Достичь того, что крошечный автомобильчик будет безжалостно "рвать" на трассе всех и вся, удалось путем многих переделок.

В частности, мотор, который у классической "Оки" стоит впереди, в варианте "Клуба 500" оказался уже сзади. Два прямоточных глушителя, бензобак, расположенный впереди и 130 "лошадей" под капотом... Неудивительно, что в таком виде ездить "Ока" может только по соревновательным трассам. Жестокий тюнинг объясняет, почему автомобиль добирается до этих самых трасс исключительно на прицепе: да потому что машины с подобными техническими характеристиками просто не существует в природе, ограниченной инструкциями и документами ГИБДД. Зарегистрировать машинку как транспортное средство, чтобы она могла свободно кататься по улицам, просто невозможно.

Та же причина - "очумелые ручки" и нехилые, должно быть, финансовые вливания мастеров "Клуба 500" - объясняет и появление слухов, связанных с легендарным автомобилем: кто-то из зрителей предположил даже, что под капотом "Оки" стоит движок самолёта.

Форсаж-шоу 2005

28 же мая в три часа дня на трассе возле "Абаканвагонмаша" присутствовало, казалось, едва ли не всё молодое население Абакана и окрестностей. Ни организаторы, ни участники даже предположить не могли, что людей будет СТОЛЬКО. По признанию оргкомитета "Форсаж-шоу", расчет был на две-три тысячи зрителей. Отсюда и скромное число людей в форме, призванных следить за порядком на трассе. Никто не ожидал, что к "Абаканвагонмашу" стянутся (по самым приблизительным оценкам) десять-двенадцать тысяч человек. Такого количества болельщиков и зевак не удостаивались даже популярные и более "высокоранговые" заезды в Красноярске. Люди стояли в несколько рядов вдоль всей трассы, гроздьями висели на деревьях, сидели на крышах "больших" автомобилей, оккупировали футуристические ярусы "вечного" каркаса какой-то вагонмашевской недостройки и крыши близлежащих зданий...

Разумеется, охрана не справлялась с тем, чтобы вовремя запихивать толпу за натянутые красные ленточки. То, что в этот день, благословлённый, в том числе, и доблестной ГИБДД, удалось избежать травматизма - иначе как чудом не назовёшь. То, что на "Форсаж" привалило не две, а все десять тысяч народа, объясняется даже не тотальным интересом к автоспорту у жителей Хакасии, а просто беспрецедентностью события. Все ждали шоу, но когда оно, наконец, пришло, едва не сорвали соревнования. На форуме "коленвала" местного зрителя уже одарили эпитетами "дикий", "тупой" и "быдло".

Форсаж-шоу 2005

Оградительная ленточка с флажками не действовала на сознательность лузгающих семечки (никуда мы без этого признака глухой провинции) граждан. О собственной безопасности тоже, видимо, заботились не очень: народ то и дело вываливался на трассу. Гонщики, совершавшие первые заезды, возвращались к началу трассы в полном шоке: зрители блокируют зону торможения. Пилоты с трудом избегают столкновений. По причине полной неуправляемости толпы было решено срочно переделать форму заездов: трасса позволяла одновременно выпускать по три машины. Это, безусловно, расходилось с классическими рейсинговыми стандартами, когда соревнуются два автомобиля, но зато, по мнению организаторов, выглядело более зрелищно. Первых минут оценки ситуации хватило для того, чтобы красноярские гонщики выдвинули организаторам практически ультиматум: или мы катаемся по двое, или же не катаемся вообще.

Вторая "зрительская" проблема заключалась в глобальном неуважении к гонщикам: до предела замусорили буквально "вылизанную" к началу соревнований трассу. Как может сказаться не только на результате, но и (в большей степени даже!) на безопасности гонки вдруг подвернувшаяся на таком безумном разгоне бутылка, говорить, наверное, излишне.

Форсаж-шоу 2005

Ну и, наконец, камень, выпущенный из толпы в красавца "Skyline", - это уж совсем из ряда вон... Относительно хорошо, что камень достиг своей цели, когда машина стояла, а не находилась в движении. Хорошо и поучительно, что чемпиона по метанию в толпе нашел владелец автомобиля и, как это сказать... физическое наказание не заставило себя ждать. И уж совсем хорошо, что все это не убило самообладания Арама Аветисяна, который стал лучшим в номинации "слалом" и занял призовое место в пятом классе.

Результаты соревнований объявили уже в одиннадцатом часу вечера. Были некоторые недоумения по поводу призов (вручение билета на автобус "Сиблайн" по маршруту Абакан - Красноярск вызывало понятный гогот в толпе автогонщиков) и даже споры о правильности итогов.

Главное же, что "Форсаж-шоу" в Абакане все-таки состоялось. Первый блин никогда не получается роскошным тортом. Организаторы сделали выводы, взяли на карандаш случившиеся проколы, и есть надежда, что новому "Форсажу" в Хакасии все-таки быть. Может быть, через год. А пока впереди новые гоночные сезоны. В середине июня пройдут GT-соревнования в Красноярском Загорье.

Дана Ковальчик, газета "Шанс", № 22

Результаты

1 класс
1 место - Валерий Михайлов (Красноярск) ВАЗ-21083
2 место разделили Константин Шевцов (Абакан) ВАЗ-21120 и Алексей Кобелев (Абакан) Москвич-214145
3 место - Илья Траско (Красноярск) ВАЗ-21103

2 класс
1 место - Рустам Насибов (Красноярск) Honda Civic
2 место - Иван Молчанов (Абакан) Toyota Carina ED
3 место - Владимир Вокуев (Красноярск) Toyota Sprinter Marino

3 класс
1 место - Евгений Черепенин (Красноярск) Ока-2112 турбо
2 место - Павел Мокулов (Красноярск) Renault Clio Sport RS
3 место - Сергей Купчигин (Абакан) Honda Accord

4 класс
1 место - Дмитрий Паули (Красноярск) Subaru Impreza WRX
2 место - Константин Окулов (Красноярск) Mitsubishi Galant

5 класс
1 место - Денис Пономарев (Красноярск) Mitsubishi Lancer Evo II
2 место - Арам Аветисян (Абакан) Nissan Skyline
3 место - Андрей Шамелов (Красноярск) Mercedes E55 AMG

В дисциплине "слалом" победил Арам Аветисян (Абакан) с итоговым временем 44,56 с.