Мотокросс 15 октября 2011 года
Мотоспорт
Мотокросс коляски

Мотокросс - вид гонок по замкнутому кругу на специально подготовленной трассе с естественными и искусственными препятствиями. На одном из таких "замкнутых кругов" в окрестностях Абакана, на трассе "Самохвал", в минувшие выходные состоялось Открытое первенство Хакасии по мотокроссу.

Гонщиков собралось немало. Красноярск, Канск, Дивногорск, Черногорск, Минусинск, Абакан - лучшие спортсмены из этих городов приехали показать свое мастерство и получить новый опыт вождения. На соревнования прикатили как маленькие мотоциклы, так и настоящие монстры, с объемом двигателя в 750 кубов.

Такой пыльной гонки не было с 2009 года. Пыль поднялась потому, что трассу не полили водой. Из-за этого возникли проблемы у зрителей: пыль просто забивала глаза. Многие приезжали с маленькими детьми, пытались найти укромное местечко, где можно спокойно посмотреть соревнования и не остаться грязным. Но таких мест в этот раз практически не было. Расстроенным зрителям приходилось уезжать домой - как говорится, не глотать же пыль. Все припаркованные вблизи трассы машины тоже выглядели так, словно только что произошло извержение вулкана, и пепел накрыл их "с крыши до колес".

В пылевых облаках некоторые гонщики, не увидев друг друга, сталкивались и падали прямо на трассе. Так, Джелюк Шамшудинов после неудачного падения хоть и продолжил гонку, и занял второе место в классе "Ветераны", но уже на следующий день жаловался на боль в ребре. Даже в 2009 году, когда соревнования сопроводжались штормовым ветром, гоняющим пыль по трассе, такого плохого впечатления от нее и таких проблем ни у зрителей, ни у гонщиков не было.

Но как бы там ни было, а ехать нужно. Гонщиков много, и все жаждали победы, которая, к слову, убегала от некоторых прямо из-под носа. В классе 65 куб. см среди 10-12-летних спортсменов первым к финишу пришел красноярский гонщик Тимур Петрашин. Совсем недавно этот юный спортсмен занял 2 место на чемпионате мира во Франции.

Интересной была борьба в так называемом "королевском классе" - 250 куб. см. Уже на старте плотным потоком гонщики вошли в первый поворот, чуть ли не сшибая друг друга. По ходу гонки лидерство переходило от одного спортсмена к другому. В итоге первым достиг финиша кандидат в мастера спорта, гонщик из Канска Альберт Филиппов, обставив черногорского спортсмена и красноярцев.

В самом многочисленном классе - "хобби" - не обошлось без падения. Но произошло оно так далеко от финиша, что разглядеть, кто упал, было невозможно, к тому же спортсмен молниеносно встал, вскочил на мотоцикл и помчался дальше. Врачи из кареты "скорой помощи" даже не успели заметить мини ЧП.

"Люлька" - ее ждут все. И к заездам в классе 750 куб. см зрители проснулись, начали болеть за своих. "Серега, давай, за руль держись крепче, не смотри по сторонам, давай газу!" - слышались подобные крики вокруг.

Среди колясочников призовые места прочили гонщикам под номерами 1 и 37, но по роковой случайности у обоих участников порвались тросики газа и они были вынуждены сойти с трассы.

Кстати, на мотоцикле под номером 73 выступал водитель, которому 73 года. Первый круг ему дался тяжеловато, а вот второй он прошел настоящим бодрячком. Это еще раз подтверждает, что спорт для всех, независимо от возраста. Главное - желание и наличие сильного, волевого характера, тогда всё непременно получится.

В советские времена все гонялись на одинаковых мотоциклах отечественного производства. Сейчас совсем другое время. Советские "Уралы" участвуют теперь лишь в классе колясочников, а среди одиночек гоняют только иномарки. В те далекие времена в стране существовало большое число мотосекций, где бесплатно занимались все желающие пацаны. В наши дни такие секции хоть и есть, но их немного и техника там, как правило, далеко не новая. Однако чтобы побеждать сегодня на соревнованиях, нужно вкладывать хорошие деньги. Вот и приходится вкладывать, причем - свои. Что и сколько стоит, попробуем разобраться на примере класса 65 куб. см, в котором участвуют самые юные спортсмены, гоняющие на самых маленьких и, соответственно, дешёвых мотоциклах.

Наш герой сегодня Руслан Левкович - абаканский гонщик, которому всего 11 лет. Но он уже неоднократный призёр и победитель различных соревнований по мотогонкам. Хотя Руслан выступает всего второй год, он успел поучаствовать и в Чемпионате России и занять там 3 место. В этот раз, на первенстве Хакасии, Руслан пришел к финишу вторым. Но всё впереди, молодой мотокроссмен подает большие надежды: смелость и упорство, и мы увидим его среди победителей престижных чемпионатов.

Вместе с Русланом и его отцом Василием мы обсудили, что нужно для победы юному гонщику, сколько сейчас стоят мотоциклы и экипировка, во сколько в целом обходится занятие любимым видом спорта.

Главное - это мотоцикл. Стоимость самого маленького мотоцикла в классе 65 куб. см составляет 130-150 тыс. руб. за б/у экземпляр. Новые, конечно, дороже - до 200 тысяч.

Второй пункт, куда уходят деньги - экипировка. "Бэушный" шлем для ребенка стоит от 3 тысяч, новый - от 7 тыс. руб. Специальный мото-костюм стоит от 5 тысяч, плюс к этому нужна защита. Ее стоимость может достигать 20 тыс. руб. за комплект. В кроссовках или тапочках на мотоцикл не сядешь - нужна специальная обувь. Ценник за мотоботы начинается от 7 тысяч.

Ну и третий пункт расходов на этот вид спорта - ГСМ и расходные материалы. Кроссовые мотоциклы заправляют 98-м бензином. На одну тренировку требуется бензина на 500 рублей, столько же нужно на соревнования, плюс к этому масло, свечи и на мелкие непредвиденные расходы.

"Всё влетает в копеечку. У нас еще город маленький, соревнования проходят не на таком уровне, как в крупных городах, поэтому спонсоров найти очень тяжело. Приходится за свой счет всё делать. Но ничего, будем копить, что не сделаешь для любимого сына!" - рассказывает Василий Левкович.

Да, времена сейчас другие. Бесплатные технические школы остались в прошлом, а пацаны по-прежнему - пацаны, они так же полны желания гоняться и побеждать, независимо от того, какова экономическая обстановка и какая партия рулит страной. И хочется, чтобы никакие обстоятельства не препятствовали, а, наоборот, способствовали занятию этим видом спорта. Чтобы подростки не бегали по гаражам, не "шкерились от предков" в подъездах, а учились, соревновались и, конечно, побеждали.

Дмитрий Крылов, газета "Империя Авто"

Смотреть фотографии Светланы Поздняковой

65 куб. см
1 место - Тимур Петрашин (Красноярск)
2 место - Руслан Левкович (Абакан)
3 место - Савелий Горбунов (Минусинск)

85 куб. см
1 место - Максим Воронцов (Томск)
2 место - Тимур Петрашин (Красноярск)
3 место - Андрей Конаниди (Абакан)

125 куб. см
1 место - Эрик Филиппов (Канск)
2 место - Сергей Ивакин (Подсинее)
3 место - Максим Воронцов (Томск)

250 куб. см
1 место - Альберт Филиппов (Канск)
2 место - Денис Присяжный (Черногорск)
3 место - Артем Доровских (Красноярск)

"Хобби"
1 место - Владислав Петрашин (Красноярск)
2 место - Андрей Ивакин (Подсинее)
3 место - Алексей Цеулин (Дивногорск)

"Ветераны"
1 место - Александр Толстихин (Абакан)
2 место - Джелюк Шамшудинов (Абакан)
3 место - Николай Романов (Минусинск)

750 куб. см
1 место - Александр Толстихин, Никита Алимцев (Абакан)
2 место - Юрий Щеглов, Андрей Вахитов (Абакан)
3 место - Федор Колупаев, Олег Ефстафьев (Абакан)