Старица - 2009
4х4
Джип-триал

25.04.2009. Больше сорока непростых автомобилей проделали путь из многих городов и районов на место проведения очередного хакасского джип-триала. По традиции соревнования прошли на абаканской протоке и носили название «Старица - 2009». По сравнению с прошлыми этапами к нынешнему организаторы подошли более основательно.

Эти соревнования прошли в два этапа. В первый день участвовали автомобили категорий Д-1 - оригинальный класс, то есть машины в заводском исполнении, такие, в каком виде сошли с конвейера, и Д-2 - стандартные автомобили с небольшими доработками. А во второй день в борьбу вступили классы Д-3 и Д-4. В Д-3 доработок уже значительно больше, чем в Д-2, но эти автомобили еще похожи на оригинальные, в отличие от Д-4, где покорители бездорожья практически полностью изменены.

К последним можно смело отнести автомобиль Юрия Кондакова - президента клуба «4x4». Его УАЗ 469 с дизельным двигателем и огромными колесами очень неплохо показал себя на этих соревнованиях. Автомобиль Юрия - это сын бездорожья, который создан для преодоления любых препятствий. Но сегодня, даже тяговитый дизель был не в силах вытащить его на первое место. По словам Юрия, он почти полчаса потерял, когда стоял в пробке. И действительно, на одном из участков возможности объехать застрявшего впереди противника просто не было. И многим приходилось терять уйму времени в ожидании открытого коридора. В таких условиях даже самые опытные спортсмены были вынуждены дать фору новичкам этого зрелищного спорта. Но даже то, что стартовал Юрий предпоследним, не помешало ему прийти к финишу, пусть и третьим.

26 апреля (второй день битвы), когда вступили в бой профессионалы на специально заряженных махинах, действительно было на что посмотреть. По задумке организаторов, первое препятствие - это брод, по которому джипы участников буквально плыли. Вода порой подступала вплотную к ветровому стеклу. А для того чтобы выбраться на сушу, многим участникам пришлось немало попотеть. Ведь выезд оказался настолько крутой, что только единицы смогли вскарабкаться наверх, не прибегая к помощи лебедки. Нелегко на этом препятствии пришлось и штурманам, некоторым довелось изрядно помокнуть в холодной талой воде. Данная контрольная точка сложна еще и тем, что не дает возможности взять высоту сходу. Из-за узкой ширины протоки невозможно разогнаться, а в придачу еще и тормозит вязкий ил, толщиной до полуметра. Бешеные обороты двигателей, летящие брызги, грязь из-под колес и гул лебедки давали повод для разговоров среди зрителей. Со всех сторон слышалось: «И как только не жалко им свои машины?» В таких условиях машина работает на износ. Именно на этом препятствии оборвало привод колеса на пикапе Nissan Datsun c владивостокскими госномерами. Первое же препятствие стало для него и последним. Хотя его внешний вид доказывал, что над доводкой Datsun трудился не один человек. Этот самый высокий и свирепый с виду джип и выбыл из борьбы самым первым. Но не только Nissan Datsun в тот день уехал ни с чем. У многих возникали проблемы с лебедками. Так, экипаж минусинского УАЗа под номером 9 оказал помощь замурованному Toyota 4Runner под номером 10. Лебедка Toyota не выдержала нагрузки на пятой контрольной точке и вышла из строя, оставив на произвол судьбы экипаж автомобиля. В условиях глубочайшего ила без лебедки из скользкого плена самостоятельно не мог выбраться ни один автомобиль под управлением даже самых опытных пилотов. Видимо, организаторы специально подготовили трассу таким образом. На прохождение трассы даже самый быстрый участник потратил почти 3 часа. Им оказался Пухов Анатолий и его штурман Ёрин Павел, которые и выиграли эти соревнования.

- Анатолий, скажите, что чувствует победитель?

- Удовлетворение. Ведь здесь участники собрались не ради победы, а ради острых ощущений, но занять первое место, безусловно, приятно. Тут ведь, как повезет. Сегодня я - первый, завтра - другой. Фортуна сегодня мне явно улыбалась, ведь стартовал-то я вторым. Соответственно, не было у меня и помех на трасе, и в отличие от других участников, я не терял время в пробках.

- В лидеры вас, бесспорно, вывел ваш УАЗ, многое ли на нем подверглось переделке?

- Изменений достаточно много, но все в пределах бюджета. Специально для соревнований я его не готовил, и сегодня передо мной даже не стояла задача победить. Так уж получилось (с гордостью). А вообще, автомобиль этот использую для банальных выездов на природу, но иногда, со многими из сегодняшних участников, выезжаем помесить грязь. Нас нередко спрашивают очевидцы: «Что это вы полезли через бурелом, когда дорога совсем рядом?» На это я обычно отвечаю вопросом: «А вы сами-то, что в лесу делаете?»

- Отдыхаем...

- Вот и мы тоже. (с иронией). Каждый выбирает отдых по себе.

- Анатолий, со многими ли вы трудностями встретились на сегодняшней трассе?

- В основном, все препятствия были преодолимые, но вот на одном из последних мы попали в толстенный слой ила, под которым оказался лед. Тут-то машина просто отказалась ехать вперед. Но, ничего, лебедка вытянула нас к победе.

Глядя на все выкрутасы участников, когда они на своих авто влетали в гору, им явно ничего не было видно, кроме чистого голубого неба. Видимо, пилоты временами ехали лишь по интуиции. Со стороны это было немножко похоже на виртуальную игру, когда после очередной встряски «водила» высовывался из окон, чтобы оценить обстановку. И он явно понимал, что машина в реальном мире, и она реально может перевернуться. Но кроме незабываемых ощущений джип-триал - это еще и почва для роста водительского мастерства, который может пригодиться и в городском потоке. Ведь молниеносная реакция одинаково пригодится и на асфальте, и вне его.

Но нельзя забывать, что все же джип-триал - командный вид спорта, и роль штурмана здесь не менее значима. Каково приходится штурману, я поинтересовался у участника саяногорского экипажа - Евгения Челобитского.

- Нелегко. Но не легче, чем пилоту. В этом деле очень важна сплоченность. Конечно, на пилоте лежит большая ответственность - ведь именно он управляет автомобилем. Но, в то же время, пилот напрямую зависит от штурмана, поскольку только ассистент может подсказать водителю то, как лучше поставить автомобиль перед очередным препятствием. Понимание внутри команды должно быть на самом высшем уровне, здесь один в поле не воин. Пилот - Рустам Деревягин, он же мой давний друг, и я не могу представить, если бы на его месте оказался кто-то другой. Тогда, как мне кажется, мы бы не проехали и половины трассы.

- Евгений, почему вы решили принять участие в этих тяжелых соревнованиях?

- Первое - это ради того, чтобы проверить машину, посмотреть, да и показать, на что способна Toyota 4Runner. Ну и конечно, проверить себя в экстремальных ситуациях. Вообще этот автомобиль покупался для того, чтобы пробираться на нем к рыбным местам, через броды и прочие препятствия. Для этого машина специально люфтовалась. Сейчас она стала выше на 7 сантиметров. Решено было сразу после покупки заменить передний бампер - теперь он полностью железный, в придачу оснастили лебедкой.

- Довольны ли вы поведением японского внедорожника?

- Машиной остались полностью довольны. У меня своя «Нива» и я просто уверен, что там, где прошел 4Runner, «Нива» не пройдет - 100%.

- Какая контрольная точка, Евгений, далась вам наиболее тяжело?

- Дело в том, что наша тактика заключалась не в том, чтобы дотянуться до контрольной точки, мы старались сэкономить время. Мы посчитали, что лучше пройти быстрее мимо контрольных точек, но потом компенсировать это баллами за время. Контрольные точки мы выбирали только те, которые бы не отнимали много времени. Надеюсь, что такая тактика будет оправдана.

А что же на трассе?

Вдоволь намучавшись сами, и вымотав свои автомобили, участники потихоньку подбирались к финишу. Но далеко не всем было суждено до него добраться. Поломки и еще раз поломки... Ничто не вечно, и даже самая мощная техника не выдерживала суровой действительности. По словам организаторов, участники знали, на что шли. Ведь это, как правило, рискованные и смелые люди, которые приехали для того, чтобы выяснить, для кого трясина и жижа - дом родной. Сие яркое, мокрое и шумное зрелище затянулось надолго, и дождаться результатов, которые огласили только через 5 часов с момента старта первого участника, смогли далеко не все зрители. Большинство тех болельщиков, кто предпочел оставить свои авто поближе к эпицентру соревнований, столкнулись с невозможностью самостоятельного выезда на шоссе. Все подъездные пути так размесили, что даже карету скорой помощи, после оглашения победителей, тащили на буксире. Получилось, что многие из зрителей невольно стали участниками соревнований, разумеется, вне зачета, на своих асфальтных авто. Но это, я думаю, не смогло их сильно огорчить, ведь тяжелый багаж незабываемых ощущений они точно увезли с собой!

Роман АРЖАНОВ,
по материалам газеты «Империя авто»

Смотреть фото