Триал 2012 весна
4х4
автоспорт

21-22 апреля 2012 г. На трассе «Абаканска протока» в окрестностях столицы Хакасии состоялось V ежегодное первенство по трофи-спринту «Старица 2012: весенний этап»

Застрял в грязи экипаж из Тувы на легендарном «козле» ГАЗ-69. Болельщики поддерживают джиперов: «Давай, давай! Красавчик, Е-е-е-у-ха!». Самый смелый из болельщиков, один из тысячи надоедливых и «самых умных» советчиков кричит: «Зёма, ты не там поехал, надо было правее брать!» Тут у экипажа № 7 лопается ремень генератора и ГАЗик глохнет. Недолго думая, разъяренный водитель тувинской машины кричит в ответ: «Слышь зёма, да не пошёл бы ты …. (вырезано цензурой)! Вот такое развитие событий можно было увидеть на юбилейном пятом чемпионате Хакасии и Юга Красноярского края по джип-триалу «Старица 2012».

В 2008 году всё только начиналось. Шесть экипажей внедорожников впервые решили устроить соревнования формата 4х4 на бездорожье. Джиперы надеялись со временем привлечь к этому суровому виду спорта сотни энтузиастов. И у них это получилось. Сегодня десятки спортсменов со всей Сибири приезжают в Абакан протестировать своих железных коней и посоревноваться друг с другом. Если раньше на гонки приходили посмотреть несколько сотен человек, то сегодня под мокрым снегом и дождём от одной контрольной точки к другой бегают тысячи воодушевленных болельщиков. Если раньше у гонщиков не было призов и спонсоров, то сегодня генеральным спонсором соревнований выступил Автоцентр знаменитой марки автомобилей Toyota ООО «Крепость – Абакан». Так что джип-триал «цветёт», развивается и совершенствуется.

Экстрим начался с самого въезда на автопарковку. Погода в этот раз не радовала, снег с дождём повсюду размесили грязь. Чтобы попасть на стоянку неподалёку от трассы, нужно было спуститься с мокрой горки. Спустились-то, конечно, все, а вот подняться удалось единицам. «Крузеры», «Паджерики», «УАЗики» и «Нивы» лихо штурмовали преграду, а вот владельцы «жучек» и «иномарок-пузотёрок» не раз буксовали и вынуждены были толкать свои чистенькие автомобили. Что такое грязь, почувствовали и спортсмены, и болельщики. Отчаявшиеся взобраться на непреодолимую горку поехали искать альтернативный выезд. Надеюсь, у них это получилось.

Соревнования уже по традиции проходили два дня. В первый день лёгкие грязевые препятствия штурмовали представители класса «Нива» и «ТР-1». Не очень сложная трасса для Нив усложнялась с каждым часом. Дождь и град наполняли овраги водой, а небольшие сухие участки превращали в скользящую грязе-травяную смесь. Те, кто стартовал первым, более успешно завершали заезд. А гонщикам, замыкающим старт, оставалось только до конца размесить трассу. Самая быстрая «Нива» преодолела все препятствия всего за 14 минут, а самая медленная приехала почти через час. Хорошо, что доехала, всё могло быть иначе. Два экипажа из восьми вовсе не смогли завершить заезд и сошли с трассы. В классе ТР-1 не повезло экипажам №4 и № 27. Как гласит официальная версия: «Прекратили заезд по техническим причинам». А вот Сергей Кузьмин и Александр Тимофеев из Черногорска были вовсе дисквалифицированы.

Впервые к нам приехали гости из Тюменской области. 3200 километров пришлось преодолеть Анатолию Чертанову из города Ноябрьска Ямало-Ненецкого автономного округа. А проехал он это расстояние на русском автомобиле, да не простом, на «эксклюзиве». Но обо всём по порядку.

-Анатолий, как вас занесло в нашу солнечную Хакасию?

- У меня здесь живёт хороший друг, к нему давно собирался в гости. От него я узнал о приближающихся соревнованиях, к тому же и отпуск у меня на работе совпал. Приехать в Хакасию и не поучаствовать в Джип-триале просто было нельзя.

- Необычная машина у вас, Лада, эксклюзив?

- Можно сказать и так. Лада-21200 «Надежда». «Автоваз», видимо, в надежде на то, что сделает удачный минивэн, разработал эту машину. Но его надежды не оправдались. Несколько тысяч штук всего были выпущены, и производство прекратили. Одним из владельцев машин этой партии оказался я. Для таких мощных гонок я её не подготавливал. У нас похожих соревнований нет, мы соревнуемся в спортивном ориентировании. Катаемся по лесу, собираем флажки, через сутки встречаемся и подсчитываем очки. Там я неоднократно побеждал, а здесь, на Триале, не смог. Я просто не готов.

- Ездить по лесу на штатном автомобиле тоже не получится. Наверняка «Надежду» постигли некоторые доработки?

- Конечно, пришлось лифтовать. Машину поднял примерно на 10 см. Неоднократно ломал родной редуктор, пришлось поставить от «копейки» и немного его переварить. Поставил усиленные мосты и приобрёл грязевые колёса на 31 дюйм. Вот и все доработки. Так машина мне нравится, но чувствуется, что это ВАЗ.

- Как вам трасса, организация соревнований? Когда снова приедете в гости?

- Трасса очень сложная. Мне скорее надо было выступать в классе «Нива», а не «ТР-1». Организация очень хорошая, много болельщиков, приятно, когда тебя поддерживают. Теперь приеду, наверное, только навсегда. Собираюсь переезжать сюда, может, ещё увидимся на соревнованиях…

Во второй день все болельщики на трассу приехали тщательно подготовленными. Резиновые сапоги, непромокающий плащ, грязная одежда – ну прям как дачники. Было интересно наблюдать за девушкой с нарощенными ногтями в светлых джинсах и обтягивающей белой курточке. Она так осторожно выходила из своей машины на тонких каблуках, так неуверенно шла по грязи вдоль трассы. Видимо, кто-то очень заботливый под конец соревнований сжалился над ней и поделился резиновыми сапогами сорок последнего размера. Её профессиональный большой фотоаппарат прекрасно сочетался с белой курткой и грязными резиновыми сапогами. Вот такая она - любовь к спорту.

На трассу выехали джипы класса ТР-2, всего 4 экипажа. Здесь не было равных дуэту из Кызыла. Всего за четверть часа, не набрав ни одного штрафного балла, на своём ГАЗ-69, в простонародье «козле», они лихо «проскакали» всю трассу и выскочили на 1 место. Другим гонщикам понадобилось в два, а некоторым в три раза больше времени, чтобы добраться до финиша. Одноклубники победителей из Тувы, 16-й экипаж, не смогли доехать до финиша и сошли с трассы.

ТР-3 – это класс «гонок на выживание внедорожников». Выжили всего четыре экипажа из 10 заявленных. Настолько сложная трасса вперемешку со снегом и дождём не позволила больше чем половине гонщиков испытать радость победы. Здесь нужно было победить природу, но она в очередной раз оказалась сильнее. 11-й экипаж из села Новосёлово оставил на трассе лопнувший передний мост, составил им компанию и Абаканский экипаж под номером пять. Кызыльские спортсмены, так точно отправившие «советчика» восвояси крепким русским словцом, потеряли ремень генератора, из-за чего тоже в печали покинули трассу. Досталось всем. Ни одна автомойка не возьмётся отмывать десятки килограммов грязи с «одноцветных» джипов. Сами мойте ручками, ручками!

Перед награждением уставшие спортсмены взбодрились. Вылили на себя по нескольку бутылок шампанского. Поздравляли друг друга, отмечали победу и благодарили зрителей за поддержку. Победителям достались ценные призы, а болельщикам бесценные впечатления. А сезон песка, грязи и воды только начинается, всё ещё впереди.

Крылов Дмитрий

Результаты

«Нива»
1 место – № 14 Александр Гордиенко – Алевтина Гордиенко (Черногорск)
2 место – № 12 Сергей Кузьмин – Александр Тимофеев (Черногорск)
3 место – № 15 Александр Полежаев - Максим Карагусов (Абакан)

ТР-1
1 место – № 55 Алексей Аникин – Сергей Аникин (Красноярск)
2 место – № 24 Олег Носков – Дмитрий Урясов (Сорск)
3 место – № 20 Олег Сорокин – Николай Худяков (Минусинск)

ТР-2
1 место – № 7 Алексей Добров - Евгений Кокшаров (Кызыл)
2 место – № 18 Павел Струговцев – Михаил Кузьменко (Абакан)
3 место - № 55 Алексей Аникин – Владимир Мобко (Красноярск)

ТР-3
1 место – № 8 Валерий Городецкий - Владимир Городецкий (Саяногорск)
2 место – № 10 Владимир Борисов – Алексей Черных (Абакан)
3 место – № 9 Игорь Колесников – Рамиль Насыров (Минусинск)

Смотреть фотографии Светланы Поздняковой