Енисейская одиссея - 2009
4х4

Маршрут экспедиции "Енисейская одиссея - 2009" прошел из Красноярска по южным районам края c максимально удалённой точкой у заказника Гагульская котловина Ермаковского района.

День первый
Красноярск – Новоселово – Пригорск – г. Куня – Абакан – Минусинск – г. Тепсей
Протяженность - 480-500 км

Автотуризм Старт 12 июня 2009 в 9.00 от станции "Енисей". До Балахты колонну должен был вести Симбир, но почему-то ее долгое время вел Ниссан Марч. Ненадолго выскакиваем из Красноярского края в Хакасию, чтобы потом снова вернуться в него. В Хакасии случается первая неприятность. Ее вовремя заметил экипаж следом идущего Патриота. Примерно через минуту после остановки, как только я подсунул домкрат под машину, колесо лопнуло с характерным звуком, который было слышно далеко. Если бы это случилось на скорости 90 км/ч... поменяли колесо за две минуты, почти как в формуле-1. Первая запланированная остановка с условным названием "гора Лиственная". Условным, потому что настоящая гора Лиственная находится метрах в 300 в стороне и заезда на нее нет, а эта вершина безымянная. С горы открывается шикарный вид на залив Варча и Красноярское море. На ней запланирован обед. После этого подъема начались приключения с Паджерой.  Паджера немного задержала расписание, но все равно идем по плану.

Автотуризм Следующим пунктом у нас идет посещение Боярской писаницы. Конкретная точка, где находится писаница, неизвестна, поэтому приходится обшаривать Бояры. На карте Бояры небольшие, а на местности они что-то какие-то большие. Я оставил колонну у прошлого холма и рванул на разведку. Увидел скальные выходы, примерно похожие на те, что нам надо, и полез наверх прямо на машине, а то бежать далеко. Залез почти до вершины, крен страшный. Лез до тех пор, пока лампочка масла не загорелась и мотор не задымил... Гонцы побежали наверх, искать наскальные рисунки. Оказалось, что их тут нет.  Зову колонну, говорю, мол, здесь рыбы нет, рисунков нет, но приезжайте кто-нибудь меня сфотографировать снизу, а то я зря что ли сюда лез... Приехала колонна полным составом, я им говорю: "Здесь ничего нет! Сюда ехать не надо!!" Так нет же, народу уже хочется экшена, все тоже полезли наверх. Саша на сурфе немного неудачно встал и при попытке развернуться его сурф начинал отрывать левое заднее колесо от земли и очень хотел кувыркнуться. Мы побежали ему на помощь, помахали руками, посемафорили - вырулил и все закончилось благополучно. В общем, Боярскую писаницу мы не нашли, ибо уже поджимало время, но на обратном пути шевики все-таки нашли наскальную живопись.

Автотуризм Следующий пункт нашей программы - гора Куня. В прошлом году из-за своей "супер" раздатки 1.43 я на нее не смог заехать, а теперь, чтобы оправдать зимовку в гараже, я лез во все щели и на все горы. Нас, правда, не интересовали уже всякие там древние укрепления и наскальная живопись, мы туда поехали ради открывающегося с вершины вида - на скальный массив г. Тепсей, что находится на том берегу Красноярского моря. Там у нас запланирована ночевка.

В то время, пока мы лазили по Куне, пострадавшая Паджера в сопровождении "семидесятки", ТЛК80 Александра Самкова, замыкающего нашей колонны, пытались найти автосервис в Абакане или Минусинске, но в красный день календаря вечером найти ничего такого невозможно, поэтому они решили потихоньку двигать к месту ночевки на г. Тепсей. Ту самую, что напротив Куни на том берегу моря.

Когда мы залезли на вершину, вдруг в рации раздался разговор, оказалось, что Паджера и ТЛК едут по мосту через Тубинский залив. Подсчеты по карте показали, что до них по прямой 27 километров. Внешние антенны для раций, которыми нас снабдил Геотелеком, позволяют спокойно переговариваться на таких расстояниях! Все были в шоке, потому что рации со встроенными антеннами в прошлом году плохо пробивали даже из головной машины колонны до замыкающей.

На Куне всегда получаются шикарные фотографии. Те, кто был в подобной поездке впервые, были шокированы тем, куда можно залезть на автомобиле. :) В Абакане и Минусинске мы пытались найти колесо на Симбир взамен взорвавшегося. Раньше я думал, что Я-471 - довольно распространенная резина, но до самого конца экспедиции я так и проездил с рваной запаской, благо еще было 4 уазика в колонне, у которых можно было стрельнуть колесо... Так как я впервые водил такую здоровую колонну, то первые несколько дней у меня просто лопалась голова от нагрузки на мозг, из-за того, что я пытался рулить за всю колонну сразу. И периодически пропускал нужные повороты. Это просто шикарное действо, когда на узкой улочке нужно развернуть 14 машин...

Вышли на Тубинский залив. Прилично поплутав, мы все-таки нашли место лагеря, где уже обосновались Паджера и ТЛК. Через скальный массив Тепсея рации не пробивали, благо тут была сотовая связь.
Вечером любовались на закат на Красноярском море...


День второй
Тепсей – Минусинск – Саяногорск – Черемушки – Сизая
Протяженность - 320 км

Следующее утро встретило нас ветром и прибоем. К берегу прибило всякую чачу, даже умываться стало невозможно. Всю дорогу у Симбира были проблемы с амортизаторами, поэтому Паша, наш пассажир, держался только на растяжках, как человек-паук. Чтобы не мучиться на скоростной ровной трассе, в маршруте была предусмотрена свертка в поля, чтобы срезать несколько километров. Так как шел нехилый дождик, то полевая дорога превратилась в каток и все неплохо повальсировали, постоянно пытаясь проверить прочность бамперов. Дорога вышла обратно на трассу под прямой как стрела ЛЭП...

По пути в Саяногорск мы должны были посетить орнитологический заказник «Урочище Трехозерки», но дул такой шквальный ветер, что невозможно было выйти из машины. Говорят, здесь даже пеликаны встречаются. Поэтому посмотрели только "Арбуз", который в описании значился как красивое и удобное место для отдыха водителей, мол, внутри там уютная беседка. Но в итоге он насколько загажен и изрисован, что уже нифига не удобен и не уютен.

Автотуризм На подходе к Саяногорску колонну возглавил Шевик, а мы отправились блуждать по городу в поисках несчастного колеса на Симбир. Здесь тоже нет таких колес. И вообще никаких на УАЗ. Пошарились по Саяногорску и догнали всех на Майнской ГЭС. Догнали, потому что народ закупался форелью на форелевой ферме...

Добрались до Саяно-Шушенской ГЭС. Перед ГЭС не так давно построили смотровую площадку и поставили памятник строителям. Рядом с ГЭС строят обходной водосброс. Тут был запланирован поиск геокэшерского тайника, но что-то вышла загвоздка с определением координат и ничего не нашли. Да и еще ко мне народ чего-то приставал, как будто это я его там закопал...

Засняли вид на Кибик-Кордонское месторождение мрамора снизу. Кажется, будто на горе лежит снег. Насмотревшись карт, решили поехать хитрым путем, чтобы заехать на карьер с обратной стороны, а выехать с той стороны, с которой обычно все заезжают. Однако, собака с охранником и шлагбаумом нам мягко намекнули, что мы не правы, и что сквозного проезда через промзону  нет. Очень, кстати, дружелюбный сторож...

Автотуризм Опять разворачиваем колонну. Возвращаемся и едем на обычную попсовую дорогу, где ездят все. Она же - дорога на Гладенькую. По пути заехали на Берегиню и рванули на мраморный карьер. Мрамор там! Раньше этот мрамор добывали взрывными методами. Как ...нут, я извиняюсь, туда гранату, так весь мрамор в крошку да еще и трещины на очень большую глубину проникают! Очень, в общем, непродуктивно было. Теперь такой метод отменили и пилят мрамор пилами и цепями.

Дальнейший наш маршрут описывался очень кратко: "На Уй!" Речка так называется - Уй, только почему-то не осталось ни одной таблички с названием. Здесь раньше стояла плотина Уйской оросительной системы, которая умудрялась без насосов орошать очень большую площадь хакасских степей за Саяногорском. Потом плотину забросили, а в оросительные каналы качают воду насосами тупо из Енисея. А преимущество старой системы было в том, что она работала без затрат энергии. Хотя я не гидротехник, может чего-то не так понял и сижу тут басни рассказываю.... Теперь тут живописные бетонные развалины и симпатичные водопадики. Сначала подумали: не встать ли лагерем на Уе (или на Ую?), но пока мы думали, нас сожрала мошка и мы помчались скорее в Красноярский край. Благо здесь это не сложно - переезжаешь через Майнскую ГЭС, мимо форелевого хозяйства, и ты уже в крае! Сразу за ГЭС находится деревня Голубая, и в ней мраморная церковь Св. Евдокии. Интересно, где они тут взяли столько мрамора? Вернее, вопрос другой, почему тут не каждая дача мраморная?

За Голубой сразу начинается д. Сизая, за ней мы немного пошныряли по полям и встали лагерем на берегу Енисея. Потом оказалось, что лагерь и совсем даже не в удалении от населенных пунктов, а сразу вон за теми кустами начинаются дачи... И тут, впервые за весь пасмурный день, нагло выглянуло солнце, прямо из-за горизонта. Походная баня работала на всю мощь!


День третий
Майна - Шушенское - Ермаковское - Танзыбей
Протяженность - 150 км

Как там все интересно в этом шушенском музее! Очень интересно и захватывающе! Вот так: выходишь на улицу, а там ни одного светофора! Вот они там в музее показывают, как жили древние крестьяне типа, а у нас, внуков, половина бабушек живет в деревнях точно так. Полевые инструменты все у них собраны на гайках и шпильках. Видимо уже тогда был популярен магазин "Вираж"...

У древних крестьян в кабаке давали Российскую водку фирмы "Синюшинъ, Смородиновъ и Ко". А у современных шушенцев в лучшем кабаке города (как было заявлено) нам четыре часа варили суп. И если бы мы путешествовали не на машинах, а на автобусе, то мы бы остались жить в этой кафешке...

После кабака приключился конфуз - у Славы из машины пропала рация и видеокамера. Все расстроились, а Игорь Фурман, который все это время тусил у машин в форме охранника (у него перед стартом из Красноярска даже спрашивали разрешения припарковаться на площадке станции Енисей), Игорь негодовал и возмущался, потому что отчетливо видел, что к машинам никто не подходил. В общем, расстроились и поехали дальше. Слава сам криминалист, поэтому ложных надежд на чудо не испытывал. Но вечером выяснилось, что один его пассажир позаботился об этих вещах, и чтобы их не стырили, положил их в другую машину под замок и тут же благополучно об этом забыл...

Настало время выдвигаться в Ермаковское. Мы, как обычно, не ищем легких путей, и едем не по трассе, а по траектории, случайно увиденной на карте.  Собственно, цель высшая наша в Ермаковском была - встретить сотрудников пресс-центра природного парка "Ергаки", чтобы выяснить, какие пропуска нужны нам для проезда по территории парка и как их получить.

По местному телефону меня связали с некой Екатериной Владимировной, которая поинтересовалась, на каких машинах мы едем, и даже на каких конкретно Тойотах, и потом сообщила, что старым Усинским трактом, через Каменный городок (как мы планировали) мы не пройдем, потому что неделю назад там в броде на р. Большая Оя утонула шишига.  Пропуска нужны только для движения по дорогам вне трассы М-54, а так как на старый Усинский тракт мы не едем, то и пропуска нам не нужны вовсе. (А вообще, пропуска дают либо в дирекции парка в Ермаковском, ул. Российская, 42, либо на кордоне "Тушканчик" на 622 км трассы М-54. Но в Ермаковском мы оказались в воскресенье, когда никто не работает, а Тушканчик находится ЗА старым Усинским трактом, то есть нам надо сначала сгонять по новой трассе до Тушканчика, выписать пропуск, вернуться обратно по трассе до Танзыбея, где развилка на новую и старую трассы и только тогда заходить на старый тракт.) Но потом Екатерина Владимировна попросила 10 минут на раздумья, связалась с Тушканчиком, поставила там людей в известность, что, мол, мы надвигаемся. В общем, порешили, что едем спокойно как нам надо, а на Тушканчике получаем пропуск.

Приближаемся к Танзыбею. Возле Танзыбея, у подножья горы Китаева и неподалеку у болота Китаева сидит в кустиках вертолетик МЧС. Он нам еще встретится потом...

По плану была ночевка на реке Мал. Кебеж и мы решили слегка углубиться по старому Усинскому тракту, чтобы поискать место для лагеря. Нашли сворот к реке, решили исследовать.  На карте тут был обозначен небольшой хребет под названием Сосновый Носок. Мы еще поржали, когда я впопыхах брякнул в рацию "старый носок". Посмотрели, что ставить лагерь тут негде и стали возвращаться на тракт. А потом уже дома я случайно обнаружил, что Сосновый Носок - это, оказывается, памятник природы с 1981 года, образованный, чтобы сохранить на этой каменной гряде небольшой массив сосняков естественного происхождения, которые на прилегающих территориях не растут, а только на Носке. Все в накомарниках, потому что комары просто адские, что также добавило бы радости, если бы мы там поставили лагерь. А когда выбрались из кустов на дорогу, заметили клеща, давай осматриваться и просто сметать их с себя стадами! Рекорд - Антон снял с себя 11 клещей! Еще покатались вокруг Танзыбея, встать лагерем просто тупо негде! Решили двигать по М-54 в горы и искать место там. Так постепенно добрались до Спящего Саяна. Прошли противолавинную галерею на Буйбинском перевале... Часовню на месте гибели губернатора Лебедя... Температура за бортом стремительно снизилась примерно до 5 градусов. Поехали дальше, хотели встать на Ойском озере, которое так шикарно было везде разрекламировано как мегаофигенное. Приехали и увидели, что что-то оно какое-то стремное... Но напротив него есть турбаза! Но в Ергаках не сезон, поэтому на базах полный голяк, даже жрать нечего. Мы натащили своих продуктов и нам дяденька повар настряпал суп.

В придачу к голяку там еще и в домике одни нары на 18 человек, то есть условия в шушенской древнекрестьянской тюрьме были лучше... Но зато тут был туалет (с инструкцией) и умывальник. Кто захотел, пошел спать на нары, а мы пошли спать в машину, у нас там свои нары, более интимные и теплые. Зато утром включилась столовая и там статный дядя-повар накормил нас кашей и блинами.

День четвертый
Танзыбей - Каменный город - Тармазаковский мост
Протяженность - 150 км

Автотуризм После вчерашнего общения с представителями администрации парка "Ергаки" было решено заходить на старый Усинский тракт с юга, то есть от Тармазаковского моста. Но когда мы выехали с базы, в рации раздалась умная мысль - а когда следующая заправка? Ответ прост - в Кызыле. А перед этим кто-нибудь заправился? Нет.

Тогда напрашивается логичный вопрос: а куда мы тогда вообще намылились?

Решено - разворот оверштаг и обратно в Танзыбей. На единственной заправке в Танзыбее всегда столпотворение, особенно когда туда подваливает такая толпа, как мы. Потому что это последняя заправка перед горным отрезком М-54, следующая только в Тыве. Мы очень долго заправлялись у флегматичной бензоколонки. Особенно радовались те, у кого два бака. Попутно отобрали обратно у тувинских тувинцев наших девушек, которые им понравились.

Симбир всю дорогу скакал на трех амортизаторах. На заправке повстречали МЧСников, которые сказали, что теоретически старый тракт мы можем пройти и как собирались. Подсказали как лучше проходить брод, где тонут шишиги. Так что в Танзыбей мы вернулись не зря, и решили заходить на старый Усинский тракт с севера, как и планировали. Выдвигаемся обратно в царство клещей. Это федеральная трасса. Была. Очень федеральная. Выбрались на хребет - к указателю: Проезд механических транспортных средств без специального разрешения дирекции природного парка - запрещается!!! Приехали... Но нам ведь сказали вчера по телефону, что пропуска в Тушканчике, поэтому все равно двинулись вперед. Типа, получим пропуска задним числом. Бродики детские. Еще при планировании маршрута я пообещал народу большое количество бродов (эти, кстати, в то количество даже не входили), и народ постоянно меня спрашивал, мол, где обещанные броды? Знали бы они, что их ждет через пару дней! Да и знал бы я......

Еще когда двигались по лесу, наблюдали в грязи свежие автомобильные следы - уазовской 245-й и какой-то зимней. На зимней был эскудо Димы Лазуткина, который ждал нас на этом мосту, а УАЗ - это буханка инспекторов охраны заповедника. Они стояли там двумя машинами и ждали нас, потому что Дима справедливо ожидал, что мы привезем пропуска, в том числе на него. Мы погрузили руководящий комитет в Симбира и поехали на тот берег, общаться с инспекторами. Рассказали  инспекторам, что, мол, о нашей движухе дирекция в курсе, но бумажку не дали, потому что в Ермаковском было воскресенье. Поэтому мы едем без бумажки, а получать ее будем на кордоне Тушканчик. В общем, поназывали всяких имен и фамилий в разговоре, инспектора видимо поняли, что мы тут люди в теме, хоть и без бумажки, поэтому хорошо к нам отнеслись и пропустили. Настала пора выбираться на противоположный берег. Накатанную колею перекрывал сугробчик, по консистенции как бетон, поэтому объезжали по кустам. Очень, знаете ли, неловкие ощущения - гонять на машине по кустам в заповеднике на глазах у инспекторов... Буханка попыталась взять сугроб на таран и пробить дорогу для остальных, но сугроб решил иначе. В этот момент выяснилось, что у мистраля сдохли шайтанские автоматические хабы! Могучая штука, особенно после пробега в двести тыщ и 15 лет. Поэтому при попытке подъема мистраль изображал из себя санки, хоть и четырехместные, и забраться в горку не мог. Пришлось его оттуда лебедить...

Приехали на поляну, откуда начинается заход на Каменный городок. Непривычным автомобильным туристам вдруг пришлось скакать по курумникам, все офигели от такого счастья. Но наверху настоящая красота. Вот оно какое наше лето! Команда самых боевых товарищей убежала вперед. Вон на той скале, что справа, стоит человек в полный рост. А эта скала наверняка как-нибудь называется... Вот еще один ребус. Здесь, типа, изображено лицо спящего саяна...
Вернулись к машинам, а у нас в колонне образовался Чирок! Догнал нас из Красноярска...

Автотуризм Брод через Ою. Именно этим бродом нас пугали в дирекции парка. Типа здесь неделю назад чуть не смыло шишигу. Мне, как ведущему колонны, досталось великое удовольствие разведывать этот брод. Сначала было не по себе, даже адреналинчику хапнул. Траектория получилась странная, потому что на прямолинейной траектории находится глубокая промоина. Остальным-то хорошо, они по изведанной дороге пошли. Крузер - он барабанщик, ему все по барабану, он пошел напрямик через промоину. Вроде не такая и глубокая оказалась Тут опять переживали за заднеприводного мистраля, но он выгреб на заднем вообще как будто так и надо!

Выходим к цивилизации. Вышли опять примерно в то же место где ночевали на М-54. То есть продвижение по М-54, которое мы осуществили в течение сегодняшнего дня, можно было сделать еще утром за 10 минут...

Подошли к Тармазаковскому мосту. Теоретически нас тут ждали дружественные турбазы, которые могут предоставить ночлег, но чего-то они такие стремные оказались... Пообщались с местными, народ предельно дружелюбный! После города даже впадаешь в ступор от неожиданности, когда тебе прямо с порога идут навстречу!

Отправили нас спать на базу "Спящий саян", что в пятнадцати метрах за указателем, и сказали, что пропуска привезут нам утром. База уютная, особенно нам повезло, что мы случайно урвали номера с нормальными кроватями. Но в кафе был абсолютный голод, никакой еды нет, поэтому мы напросились на кухню, и наши девушки наготовили нам шикарный пир! А потом баня с душем. И еще туалет...


День пятый
Ергаки. Пешие походы

На следующее утро проснулись, потянулись и поехали искать наши пропуска. Пока мы спали, кто-то приезжал и сказал, что наши пропуска на базе "Белый город", туда мы и двинулись. Оставили колонну возле Тармазаковского моста и вдвоем с семидесяткой поехали искать этот самый "Белый город".

Выяснилось, что базу "Белый город" снесли. И на ее месте сейчас строят реабилитационно-тренировочный центр для МЧСников. Охранники сказали, что пропуск нам может выписать начальник охраны парка, а он как раз сейчас едет в нашем направлении. Позвонили ему - связи нет - значит едет по "полке", скоро будет. Мы с Симбиром остались на трассе караулить начальника, который должен был вот-вот подъехать, а семидесятка отправилась утрясать вопросы с парковкой.

Автотуризм Приехал начальник. Мы с ним пообщались - очень дружелюбный дяденька. Выписал пропуск на мое имя о том, что я буду осуществлять движение по парку "Ергаки" на четырнадцати единицах автотранспортных средств. На прощание дал свою визитку и сказал, чтобы в следующий раз не парились, а звонили прямиком ему да и все. Остальные в это время разобрались с парковкой и мы выдвинулись в пеший поход на висячий камень. Оператор Макс отрывался за все дни, просиженные в машине, и теперь бегал кругами как сайгак и снимал все интересное. Я оказался самый балбес в плане оборудования. Даже нормальные ботинки забыл взять. И еще много чего.

Поэтому через ручьи вброд переходить не получалось, приходилось скакать.  У камня добываем геокэшерский тайник... А вечером обратно на базу, а там кровати, баня и крутейший ужин!


День шестой
Тувинская степь - отроги Саян - речка Теплая
Протяженность - 160 км

Утром следующего дня, после вчерашних дневок и пеших походов, стартовали с утра пораньше и выдвинулись по трассе М-54 в направлении Кызыла. Заканчиваются горы и выезжаем в тувинские степи. На посту ДПС всегда горит красный светофор. Как хочешь, так и понимай. Видимо, он нужен для того, чтобы у гаишников был повод. Однако, расторопные гаишники пили чай у себя в будке, и пока они отрывали свои задницы, наша скромная колонна из двенадцати машин успела проскочить...

Автотуризм До Кызыла мы не поехали, а заехали только в Туран - первый тувинский населенный пункт по пути. Там заправились бензином и едой. От магазина к магазину перемещались организованными группками по 30 человек, вспоминая позапрошлогоднюю историю с тувинской безголовой гопотой и заточенными отвертками. Из Турана двинулись по степям на запад. Теоретически мы хотели добраться до деревни Усть-Золотой. Она стоит на заливе Саяно-Шушенского водохранилища.

Степь стала стремительно мокреть. Появилась первая лужа. На топографической карте дальше по дороге обозначено болото. У первой лужи хорошее твердое дно и все через нее бодро перескакивают. Хоть дальше дорога и просматривается, причем довольно четко, но воды на ней более полуметра. И все заросло кочками. Симбир пошел на разведку. Плавненько шел накатом и залез в такую даль, что вообще непонятно, как он там оказался... Плавно шел, плавно погрузился на дно и превратился в недвижимость. А вокруг чего-то как-то не за что залебедиться почему-то... Крузер сказал: "Ща я его оттуда выдерну!" Взвыл, рванул и прилип в первой луже. Тяжелая это работа - по болоту тащить бегемота... В это время Паша топчет местность вокруг Симбира, пытается найти дорогу посуше. Бесполезно. Чего только не встретишь на сибирском земном шаре. Даже болото в степи. Земной шар, он такой - круглый вроде, а вмятины есть...

Автотуризм Симбир к тому времени погружается все глубже... На помощь выехала двадцатьчетверка. Она значительно полегче крузера. Подобралась на расстояние вытянутой лебедки. В это время народ на суше собирает все веревки вокруг, чтобы с берега выдернуть крузер. Мы с двадцатьчетверкой, поочередно лебедя друг друга, стали возвращаться. По пути вытянули на поверхность крузер. Потом он потащил нас... В это время в степи внезапно материализовалась тувинская конная полиция. Интересно, а кони на учете в ГАИ стоят? Изучили нашу карту. Может готовятся задать вопрос: "Есть чо?"

Ладно, в этом болоте нам ловить нечего, поехали в объезд. В одном из населенных пунктов нас резко накрыло шквальным ливнем. Так резко, что в голове колонны дождь, а в хвосте в этот момент еще сухо! Постепенно подходим к отрогам Саян. Где-то там наша цель. Нам нужна была деревня Гагуль или как минимум то место, где когда-то была эта деревня. Дорога, которая была обозначена на карте, стала постепенно ухудшаться. По пути нам встретился молодой тувинец неопределенного пола на коне, который сказал(-а), что дальше дороги нет, а только тропа. Оказалось правда - дальше только пропиливаться. Все дорога в лесинах. Решили опять возвращаться и ехать в объезд. В результате проехали через деревню Малиновка и стали подбираться к границе Тувы и Красноярского края. Впереди показался подъем... с колеей Урала, заваленной бревнами. Прорубиться можно, но не на стоковых машинах и не на таком количестве машин. Крузер поехал искать дорогу по низу и плотно там засел на несколько часов. Потом к нему на помощь поехала буханка и тоже засела.... В это время двадцатьчетверка, вооружившись бензопилой, ловко проложила по верху путь для всех остальных и колонна медленно, но верно и благополучно поднялась наверх. Наверху, точно на границе Тувы и Красноярского края, нас встретила неожиданная табличка. Государственный заказник "Гагульская котловина".

Автотуризм Ни на одной карте он не обозначен. Здесь охраняется снежный барс! По последним данным в Красноярском крае осталось около 10-20 снежных барсов...

Гагульская котловина - это такая большая и очень красивая равнина. Сфотографировать её так, чтобы передать всю красоту, наверно, невозможно. Когда мы по ней ехали, у меня возникла ассоциация, что здесь можно снимать мультфильмы про Мадагаскар. Здесь мы встретили местных мужиков на Урале. Они пытались нас запугать, рассказывая ужасы про местное бездорожье и абсолютно не могли сориентироваться по картам. Ужасались, что мы приехали сюда на Патриотах, мол, у него ж там на переднем мосту крышка! Мол, она об камень чпок и кирдык! Три Нивы среди нас их при этом совершенно не смущали...

Автотуризм, off-road Дальше мы вышли на очень красную речку. Местные называют ее Теплая, но судя по картам это р. Саксонак, который потом впадает в Теплую. Вода удивительно красного цвета! Не зря здесь раньше мыли золото. Потом все забросили и разъехались, а местные теперь на Урале гоняют по окрестностям и собирают оставшийся металл.

Выбираемся из котловины и выходим к р. Теплой. На самом деле, сидя дома в интернетах, мы планировали ехать дальше, а путь через Теплую был запасным маршрутом... Решили идти через Теплую. Тем более что время поджимало... Ну что? Вы хотели бродов?! Их есть у меня!!!

Немного прошли вдоль Теплой и дорога стала петлять, часто пересекая русло реки. Могу сказать, что броды, обозначенные на карте, никак не коррелируют с реальной местностью. И еще в долине реки мой GPS приемник часто терял спутники...

Паша взял флагшток и пользуясь им как шестом пошел промерять глубину. Первый брод пройден. Впереди еще много бродов, все в легком шоке. Вечереет. До предполагаемого места ночевки - около 40 километров бездорожья. И неизвестно, сможем ли мы пройти все броды. Есть отрезки, где дорога идет по руслу реки. Симбир шел первым, разведывал все броды. Бился о камни той чудной крышкой, которую так боятся местные ураловоды.

Вторым шел маленький да удаленький Эскудик. Он выполнял роль психологического стержня экспедиции. Если прошел Эскудик, то остальным уже или стыдно не пройти, или гордость не позволяет. Бродов в этот вечер было еще предостаточно. Выйти же к Верхнеусинскому мы не успевали даже теоретически при самом благополучном раскладе, поэтому решили искать место для лагеря. Выбор не то чтобы был небольшой - его вообще не было. Встать на месте, где на карте обозначен пункт Красный Октябрь (нежил.) можно было, но там на склоне долины курился дымок, и неизвестно, кто там сидит и что делает или замышляет. Поэтому встали не доезжая километра до этого места. На первый взгляд, очень неуютное, жесткое место с косогорами, но забегая вперед скажу, что утром, когда встало солнце и поляна была уже обжитой, оказалось, что это просто шикарнейшее место для лагеря! Вечером оказалось, что у Саши, пилота Сурфа, День рождения! Мы спели ему песню и спать...


День седьмой
Красный Октябрь (нежил.) - Верхнеусинское - Арадан
Протяженность - 100 км

Как уже было сказано, поляна, которая вчера показалась ужасно неуютной и неудобной, наутро оказалась просто шикарной!  Тайга и сказочная красная речка. И прямо в красную речку выпрыгивали банщики из походной бани, без которой теперь жизнь не мила. Утром собрались отправить на разведку Симбира, Двадцатьчетверку и Семидесятку. Выяснить, если там вообще дорога, или может придется возвращаться. Однако, буквально за первым поворотом встретили местных рыбаков, чей дымок мы видели вчера на склоне. Они приходят сюда из Верхнеусинского пешком. Можно посмотреть по карте, сколько они топают...

Рыбаки нас заверили, что дальше начинается нормальная дорога, потому что там ведутся лесозаготовки. И заезжают на них как раз с той стороны. Поэтому мы связались с остальной колонной, которая еще собирала лагерь и готовилась стартовать, и сообщили, что можно выдвигаться. Впереди нас ждало еще довольно большое количество бродов. Самый длинный брод начинался из небольшого красивого порога. Паша, будучи главной забрасывательно-разведывательной силой, разделся и забросился в реку.

Флаг на очень длинном флагштоке оказался очень удобен. Симбир задержал дыхание и поплыл в разведку. Потом, кстати, этот момент вошел в заставку одной красноярской телепередачи, увековечили, так сказать...

Казалось, что тяжелее всего нивам, но это только с моральной точки зрения, потому что над ними все переживали, как там они. А они ехали как ни в чем не бывало. Дальше, по остальным бродам двигались в уже привычном темпе. Впереди показалась база лесозаготовителей. Они чего-то даже не удивились, когда со стороны, откуда никто не ездит, пришла колонна из двенадцати машин...

Дальше начиналась более проторенная дорога, по которой можно было ехать гораздо спокойнее. Хотя местные сказали, что вода поднялась. Навстречу попался дядька на уазике, вот он немного удивился, увидев нас...

Автотуризм, off-road Наконец-то выбрались из долины реки, и выдвинулись в сторону Верхнеусинского. Впереди шикарное поле с раллийными дорожками. Не выдержала душа старого раллиста - я продернул там до сотни км/ч...

Однако, у шевинивы вдруг случился кирдык заднему ступичному подшипнику. Растянувшаяся было колонна собралась в кучку, и многие полезли ковыряться. Накопилось... Симбир как всегда пытался отторгнуть глушитель. Инжекторная нива после бродов отхаркивает генератор. У мистраля в носу зачесалось... Пока мужчины с помощью нескольких горелок и такой-то матери меняли подшипник на шевиниве... ...девушки пошли на охоту. На фотоохоту...

Выдвинулись дальше. Прошли мост через реку Ус. Оказалось, что если бы мы поехали неделей позже, то этого моста бы уже не было. Об этом нам поведали мостостроевцы, разбившие лагерь неподалеку...

Автотуризм, off-road Согласно первоначальному плану мы должны были ехать на р. Таловку и оттуда пытаться зайти на Араданский хребет, однако из-за задержки в бродах времени для этого уже не оставалось, поэтому мы поехали в поселок Арадан и стали искать место для ночевки. Очень долго не могли найти место для стоянки... Но тут пришел Андрюха, ткнул пальцем в карту и место нашлось! Продернули чуть за Арадан и встали на шикарной полянке возле речки Ус. Впервые за экспедицию (да и вообще впервые) поставили наш новый шикарный навес.  Девушки моментально настрогали ужин...

 


День восьмой
Арадан - Каратузское - р. Шинда
Протяженность - 350 км

В этот день часть нашего пути пролегала через отрезок, на котором мы были уже два раза - Буйбинский перевал и Тармазаковский мост.

Автотуризм, off-road Непредсказуемая природа Ергаков устроила нам сюрприз! Там, где мы три дня назад любовались полянами с жарками, теперь лежал слой снега. Видимость нулевая, идем по приборам. Героические дорожники продолжают свою работу в любую погоду... Плюс в том, что за одну неделю мы посмотрели и летние Ергаки, и зимние. А еще на пути туда удивлялись, что температура в горах низкая. Снег валил такой, что невозможно открыть глаз. Вот оно какое наше лето! Напоминаю, на дворе 18 июня...

Остановили колонну возле базы "Спасатель" и пошли доложились МЧСникам о том, что старый Усинский тракт пройден нормально, дорога, мол, там есть. А дальше мы поехали в Каратузское, там Андрей-"Патриот" как абориген должен был найти место для ночевки на р. Амыл. Однако, где-то около Моторского Патриот Андрея захандрил и отстал. Колонна остановилась его дожидаться, а на помощь вышла Семидесятка...

Почти вся дорога от Танзыбея до Каратузского - гравийка, причем довольно причудливая и извилистая. Российские пейзажи. "Отчего так березы в России шумят..."

В Каратузском собрались на главной площади и туда же на веревке за Семидесяткой приехал Патриот, у которого выяснили проблемы с охлаждением двигателя и самостоятельно продолжать движение он уже не мог. Благо здесь его встретили родственники и он остался у них на ремонт. Дальнейшее движение продолжали уже без него. Также здесь от нас ушел вперед в Красноярск Чирок. На центральной площади Каратузского находится библиотека, оттуда нас увидела местная тётенька и устроила нам обзорную лекцию о своем поселке. Рассказывала много и интересно о том, что Каратузское основано в тысяча лохматом году как казачий форпост для защиты от китайских завоевателей. Что раньше здесь жили кыргызы, и что названия окрестных речек это кыргызские названия, это она выяснила у заезжей кыргызской торговки, которая без запинки переводила их со своего языка. Много интересного про социальное устройство форпоста, который постепенно превращался в поселок с мирными жителями. В общем, долго рассказывала о том, что Нью-Васюки это центр вселенной, пока окончательно не замерзла на ветру. На самом деле очень познавательно. Я, начитавшись википедии, даже наводящие вопросы ей задавал, и она раскрывала тему с точки зрения патриотичного аборигена.

Времени до вечера было еще много, а места, подходящего для лагеря, поблизости не попадалось. Поэтому мы поехали дальше по маршруту, надеясь найти место по пути...

Курагино - большой населенный пункт, естественно здесь негде встать лагерем. Двигаемся дальше. Кто ж знал, что мы сегодня доберемся аж до Кошурниково, к которому по расписанию должны подойти завтра. Очень живописная дорога. Неасфальтированная и очень пыльная в сухую погоду. Но нам повезло, пыли нет. Дорога проходит в непосредственной близи от железнодорожных путей.

В п. Журавлево недавно построен мост через Кизир. Одновременно автомобильный и железнодорожный. Если навстречу пойдет состав, то щемиться некуда. Но только они здесь очень редки. Заглядывая под каждый куст в поисках места для лагеря, мы продолжали двигаться все дальше и дальше. Так постепенно дошли до Кошурниково. Ну а раз Кошурниково, то выбор очевиден - Шинда!

Продолжая обыскивать каждый куст, мы пришли к мосту через Шинду. Нет, красивые и уютные места попадались и раньше, но бушевавшие клещи отметали всякую возможность использования этих мест для ночевки. Мост очень капитальный. Раньше по нему проходили промышленные промысловые маршруты.

Вдали можно видеть много сухостоя, настоящий мертвый лес. В книге Григория Федосеева "Мы идем по Восточному Саяну" говорится, что в конце девятнадцатого века на эти края было нашествие тутового шелкопряда. Так что этому сухостою больше ста лет... На Шинде довольно много рыбаков.

Когда мы наконец поставили лагерь, пару проехавших машин подофигели от такого зрелища в столь глухом месте...

День девятый
Чинжебинский водопад - Выезжий Лог - Красноярск
Протяженность - 320 км

Утром собрали лагерь и оставили поллитра - презент для аборигенов на пеньке. Через некоторое время, когда мы снова тут проезжали в обратном направлении, пенек был чист.

Автотуризм, off-road Дорога к Чинжебинскому (Шиндинскому) водопаду называется "прощай подвеска". Очень много промоин. Когда-то это были мостики. Добрались до места, которое обозначено лавкой с навесом. Или это лошадей привязывать? Если заглушить моторы, то слышно шум водопада за деревьями...

Встретили красноярский экипаж из клуба "СибЭкстримТюнинг". На обратном пути с водопада встретили местных Бороду и Сифона. Думаю, что наш презент на пеньке им пригодился...

Заправка на повороте в Артемовск. Когда едешь на водопад, рекомендуется здесь заправиться, но все равно на обратном пути приходится снова заправляться. Обратная дорога в Красноярск - длинные прогоны по гравийкам. На асфальте нас поджидал "крокодил", который не поехал на водопад, а двинулся сразу домой. Но мы их догнали...

Последняя достопримечательность - памятный камень на берегу Маны. Здесь в 67 году проходили съемки фильма "Хозяин тайги". Камень пытается развалиться, но его ремонтируют бетоном. А еще благодарные поклонники мусорят вокруг...
И наконец вот он - долгожданный промозглый Красноярск... мы дома!

Михаил Бочкарёв, клуб "Вездеходоff"
Полную версию отчета "Енисейская одиссея - 2009" можно почитать здесь:  http://bochkarev.livejournal.com/175934.html
Смотреть фото в большем разрешении...