Старица 2009 - осенний этап
4х4
Абакан, джип-триал

04.10.2009. Уже, наверняка, не осталось в Абакане тех, кто не слышал о джип-триале. Одни с нетерпением ждут каждый следующий этап в качестве зрителей и болельщиков, другие же готовят себя и свою боевую технику. О том, что на 4 октября запланирован осенний этап джип-триала «Старица 2009», знали почти все в Абакане и не только. Если тебе наскучила серая бытность, ты устал от постоянства и размеренности, тогда ты должен был быть очевидцем грязе-водного представления на абаканской протоке.

И вот настало то самое, заветное воскресенье, когда я проснулся в надежде увидеть незабываемое. Ну что может быть приятнее, чем созерцание того, как отважные герои гробят здоровье своих авто. «Но нельзя забывать и про собственное здоровье», - подумал я и приоткрыл окно с целью узнать, как и во что одеваться. Опа-а-а... дождик, видимо, поливал всю ночь. Под окнами не лужи, а моря. Ну, значит, будет на что посмотреть! Грязь, слякоть и вонючая жижа, ах, как она прекрасна. Это, конечно же, лирическое отступление, связанное еще и с детскими воспоминаниями, но у главных героев дня, видимо, детство затянулось надолго. Ну что ж, беру зонт, одежду - ту, что не жалко, и вперед на осенний этап хакасского джип-триала.

Хакасский триал набирает популярность: в этом году соревнования, проводившиеся в трех зачетных категориях, собрали более 20 экипажей из разных городов республики и ближайших регионов. Организаторы джип-триала из местного клуба «4х4» подготовили трассу в традиционном месте. Близость трассы от города и «замечательная, по-осеннему приветливая  погода» способствовали небывалому зрительскому интересу. Несмотря на непогоду, ценителей больших колес и громких матов нашлось очень много, порой люди приходили целыми семьями. И вот я среди них. Как и в предыдущие соревнования, проехать на «обычном» автомобиле к линии старта оказалось невозможно. На то она и пересеченная местность.

Таких, как я, на «обычных» автомобилях, оказалось больше, чем рассчитывал. Среди кустов машину поставить негде. Кое-как «втерся» между старым «Москвичом» и кучей мусора и рванул на звук. Вернее туда, где музыка играла, и кто-то нелепо комментировал происходящее. Через 3 шага моя обувь приняла защитную окраску - попросту утонула в грязи, на что проходивший навстречу парень проронил следующее: «В кросовочках-то тут, ох, лихо будет». Ну что поделаешь! Лиха беда... К моменту моей прибуксовки на линию старта уже вовсю на трассе шла «резня». И я пошел на одно из препятствий.

Поддержка - дело благое

99% экипажей, подавших заявки на участие в данных соревнованиях, уже имели какой-никакой опыт подобного рода состязаний, но были среди них и новички. Несмотря на просто ужасную погоду, практически все джиперы были настроены весьма оптимистично. То же можно сказать и о болельщиках, которых к притоке реки Абакан приехало очень много. Поболеть за своих собратьев по интересам на джип-триал прибыли представители многочисленных автомобильных клубов и объединений, журналисты республиканских изданий и, конечно же, друзья выступавших.

Поддержка - дело благое. Ведь мало ли что. Сколько раз возникали поломки у участников на этой самой трассе. То обрывало приводы колес, то раздатки рвало, то моторы водички умудрялись заглотить. Это не то место, где машинам участников практически ничто, кроме их порою внушительного возраста, не угрожало. Здесь не выдерживали даже самые прокаченные «герои». Вот вам пример. Прошлый раз к нам на абаканскую трассу приезжал нереально лифтованный Nissan Datsun на владивостокских номерах. Тогда его здоровенный дорожный просвет помог ему доехать только до первой контрольной точки, на которой он потерял привод переднего колеса. Ну и что на этот раз? Да, примерно, то же самое, только сломался он уже чуть дальше, и поэтому причина его вылета из соревнований осталась неизвестной. Выходит, что успех в этих суровых испытаниях зависит не только от суммы, вложенной в автомобиль. Эту теорию подтверждает и еще один экипаж под номером 23 на «перепиленном» УАЗике, обутом в шины низкого давления. Как-то не укладывается в моей голове эпизод, когда такой крокодил завяз там, где почти стоковый 469-й проскочил без труда. Видимо, Годзилла нынешних соревнований вырыл яму  сам себе. Да еще и какую! Так, что одно колесо, диаметр которого больше метра, полностью провалилось в грязную жижу. Экипаж «тирана», поняв, что самостоятельно они вытащить свое творение не смогут, обратились к помощи конкурента. Выручка, несмотря на ожесточенную борьбу, всегда приходила вовремя, да еще и приветствовалась и поощрялась судьями. Помог сибирскому крокодилу на лапах от слона обычный УАЗ-469.

Вы подумаете, что несколько странно выпускать на трассу автомобили с разным уровнем спецподготовки. По словам организатора - Юрия Кондакова, в осеннем этапе участвуют экипажи трех категорий. Первая и самая беспомощная - ТР1, где выступают автомобили без дополнительного вездеходного тюнинга. Далее ТР2 и ТР3, где джипы с частичным тюнингом и без ограничений соответственно. И критерий оценок автомобилей в каждой категории, естественно, разный.

Но дождь, который не останавливался ни на минуту, подмочил репутацию опытных спортсменов. На некоторых контрольных точках образовывалась непреодолимая преграда. Одна сплошная топь. В такой ситуации лучшим оказывался экипаж того автомобиля, лебедка которого более «спортивная». «Лебедились» нынче все без исключения и почти на каждом препятствии. Только вот туго было тем, кто в «номинации» ТР1 выступал без лебедки. В таких адских условиях ее помощь была необходима как воздух. Предвидя, что нынешний этап будет жарче и круче всех предыдущих, организаторы разрешили пользоваться цепями. Именно поэтому экипаж коротыша MMC Pajero, закидывая конкурентов грязью, резво и с улыбкой на лицах пробирался сквозь все преграды, созданные самой природой. А вот экипаж еще на одном MMC Pajero в составе отца и сына умудрился своего бегемота завалить набок. Видимо, весь адреналин после такого у них из крови еще долго не выветрится. Да, мне бы было жалко ломать и бить свою машину, а всем участникам нет. За что им низкий поклон.

Но не только автомобили убивали свой ресурс. Сегодня было огромное количество любителей искупаться в грязи и на квадроциклах. Эти отвязные парни почудили на славу. Вне конкурса они на несколько кругов обошли лидеров соревнований, выступавших на привычных вездеходах. Гибриды мотоцикла и джипа оказались куда приспособленнее к условиям осенней распутицы. Далеко не бедные гонщики за адреналином добровольно загоняли себя в грязь по самые плечи. «Вот им, наверное, нравится получать грязью по «роже», - пробурчал дедушка неподалеку от меня. У каждого своя романтика... Но посмотреть на квадрики было прикольно. Однако, как мне удалось заметить, никто из участников на мотовездеходах почему-то не улыбался. Видимо, к тому моменту они уже с лихвой «напробовались» земли русской.

Вот так пролетел день, я даже и не успел устать, а уже близился финиш последних участников. Подходя к линии старта/финиша, обратил внимание, что все просто «по уши в грязи» - и участники, и зрители, а про машины вообще промолчу. Судя по следам на пятых точках, некоторые очевидцы не раз бороздили на спусках, вспоминая зимние ледяные горки. Особенно меня удивляли некоторые дамы, которые додумались приехать в логово грязи на каблуках и даже на шпильках. Кого они тут хотели соблазнить? Хотя мокрые женские тела в облегающей одежде, измазанные грязью, многие видели только в фильмах «до 16», но это уже совсем другая история.

Воины без страха и упрека

Пока велся подсчет результатов, я решил спросить у экипажа под номером 22, пожалуй, на самом старом авто, что ими двигало, когда они регистрировались в качестве участников.

- Штурман Синицин Алексей (г. Саяногорск): «Даже не знаю. Решили попробовать себя в новом, мужском деле. Для этого специально купили ГАЗ-69 1963 года всего две недели назад. Обошелся этот зверь в 25 тысяч рублей. Но в дальнейшем мы планируем его доработать. Лифт кузова и подвески, лебедка и специальная резина - неотъемлемая часть для настоящего вездехода. Мотор уже стоит нестандартный, «волговский» - 402. Жаль, что сегодня мы выступили не очень, но ведь не все сразу. У нас могли быть шансы, если б мы не оставили дома цепи на колеса. А так только подурачились и получили то, чего давно хотели - море позитива и незабываемых воспоминаний».

 Все без исключения в этот день получили всё, что хотели, а именно - спортивный азарт, безграничный поток адреналина, драйв. Ведь главное в экстремальных условиях автогонок - не победа, а участие.

ТР1
1 место Шарамченко Александр, Рахимов Сергей
2 место Полежаев Александр, Курленко Евгений
3 место Носков Олег, Урясов Дмитрий

ТР2
1 место Серёжечкин Владимир, Никитин Вадим
2 место Кобелев Алексей, Мешков Максим
3 место Колесников Игорь, Насыров Рамиль

ТР3
1 место Рассудов Дмитрий, Панков Владимир
2 место Немков Александр, Немков Антон
3 место Ляховченко Сергей, Рейтенбах Евгений

Роман Аржанов, газета «Империя Авто»

Смотреть фото