Старица 2010
4х4
Джип триал

24-25.04.2010. Скучно живем, - подумаете вы, сидя дома ненастным весенним днем. Обыденные серые будни, постоянные домашние хлопоты и разговоры про плохую погоду. Все так, да не у всех. Безбашенные и неугомонные джиперы Абакана взбудоражили общественность задолго до проведения очередного джип-триала. 24 и 25 апреля прошел восхитительный весенний этап гряземешения и машиноломания «Старица 2010».

Традиционное место проведения джип-триала и в этот раз осталось неизменным. Все там же на абаканской протоке, именуемой в народе "Тихушей", организаторы проложили очередную коварную, мокрую и скользкую трассу. По прошлым этапам известно, что не проводится у нас джип-триал скучно. Да, наверное, как и везде, война внедорожников вызывает самые яркие эмоции. Если вспомнить с каким успехом прошли предыдущие соревнования, то можно было предположить, что зрителей будет в избытке, но то, что они даже давить друг друга будут на самых сложных контрольных точках, я и представить себе такого не мог.

 Соревнования "Старица 2010" включали в себя заезды по трем категориям: ТР1, ТР2, ТР3. Причем участники на автомобилях, соответствующих третьей категории, должны были соревноваться во второй день. Главным критерием деления на классы служил диаметр колес и наличие лебедки.

Выдержка из регламента соревнований:

- ТР1 - диаметра колёс до 780 мм, применение лебёдки запрещается,

- ТР2 - диаметра колёс 785 - 840 мм, наличие лебёдки обязательно,

- ТР3 - диаметра колёс от 840 мм, наличие лебёдки обязательно.

 При этом транспортные средства участников триал-гонки должны быть оснащены даже корозащитной стропой. Соревнования соревнованиями, но и о природе забывать нельзя.

 В обещанные 12.00 соревнования начались. И даже не начались, а попёрли. Правда, вот, искупаться в "святой воде" на самом старте участникам нынче не пришлось. Сказалась холодная весна. Там, где в прошлом году была вода, нынче вовсю еще лежал лед. Впрочем, и без водички хуже не стало. После активного умянания уже не девственной природы первыми участникам от жижи и грязи деваться было некуда. Под раздачу попадали даже зрители, которые, получив в лицо ком грязи, разбегались раздавать улыбки. Самая первая контрольная точка, по идее, не такая уж и сложная, но вот после прохождения её первых, рвущихся в бой участников, последующим приходилось несладко. Машины весом под 3 тонны месили недавно покрытую снегом почву без какого-либо смущения. Особо тяжело приходилось участникам на стандартных джипах. Заводская резина без грунтозацепов вязла в сырой земле, пока колеса не зарывались до глубины, где еще земля не оттаяла. О дальнейших действиях команды в такой ситуации можно было догадаться. Либо потратить драгоценные минуты на мучительно долгую, но эффективную помощь лебедки, либо упасть на хвост товарищу, который непременно бы помог сопернику, взяв его на буксир, за несколько десятков бонусных баллов.

 Самыми зрелищными местами оказались крутые подъемы. Толпы болеющей за участников публики сбивались в кучи возле самых пикантных мест трассы. Догадаться, что именно в этом месте надолго «сел» очередной джип, было не трудно. Преодолевая крутые подъемы, томительно долго штурмуя их на лебедке, пилоты демонстрировали зрителям крутые и дорогостоящие девайсы длинноходной подвески своих вездеходов. Жаль, что мелкие детали разглядеть было трудно за тоннами налипшей грязи, травы, листьев и прочего лесного добра. Среди участников, преодолевая высокие природные преграды, явными лидерами были «коротыши» - автомобили с наиболее короткой колесной базой. К их числу можно отнести трехдверые ММС Pajero и привычные взгляду «Нивушки». Последних на соревнованиях такого рода всегда достаточно, а вот «Паджериков» нынче было значительно больше чем обычно, как стандартных, так и доработанных. Хотя доработки в виде боди-лифта для многих зрителей остаются лишь декором. Один из очевидцев, стоящих рядом со мной, подметил, что не видит смысла лифтовать автомобиль, ведь все равно здесь все ездят на лебедке.

Отчасти он прав, на крутых «перевалах» и ухабах даже тюнинговой подвески не хватало, большинство машин ползли к заветной цели на брюхе. Однако на ровных участках, где основной преградой становилась глубокая грязь, превосходство лифтованных автомобилей было очевидно. Наблюдать за бешено ревущими вездеходами было интересно всем без исключения, а еще зрелищней стал участок, похожий на грязевое блюдечко. С виду данный ровный этап не давал представления о том, насколько он окажется трудным. Топь, иначе его и не назвать. Машины участников тонули в грязи на ровном месте, порой некоторым завязшим даже не хватало длины троса лебедки, чтобы зацепиться за ближайшее дерево. Елозя туда и обратно, участники джип-триала вгрызались бамперами и мостами в перепаханное поле. Со стороны казалось, что даже пороги и нижняя часть дверей авто погружались в грязюку. Только слонообразные автомобили преодолевали, казалось бы, незатейливый участок без посторонней помощи. Единственное, что помогало в такой ситуации – это огромные колеса с грозным протектором. В этом виде спорта, как показала практика, колеса играют огромную роль. Но даже специальные триаловские колеса толком не спасали в полуметровой грязи. И постепенно вся поляна заполнилась застрявшими внедорожниками. В один момент я насчитал сразу 9 завязших машин. Вот где уж действительно было жарко. Рев их моторов не давал разговаривать ошарашенным от увиденного зрителям, а едкий запах выхлопных газов, извергаемый нагруженными моторами, со временем перестал докучать, к нему все привыкли. Настырное преодоление коварной жижи давало свои плоды и вырвавшиеся из грязевого плена участники рьяно бросались к следующей контрольной точке. Вслед за ними двигались и зрители, стараясь не оставить без внимания ни один участок едва преодолимой трассы.

 С каждым годом соревнования преобретают все более массовый характер. Это заметно не только по количеству голодных до зрелищ гостей и жителей столицы Хакасии, но и по разросшемуся списку участников. Жаль вот только, что одного желания для участия в этом виде спорта недостаточно. Ведь для продуктивной и конкурентоспособной борьбы в джип-триале недостаточно просто иметь старенький УАЗик или «Ниву». Здесь, как и в дрэг-рейсинге, огромную роль играют финансовые вложения в автомобиль. Ведь чтобы мало-мальски подготовить 469-й УАЗ стоимостью в 100 тысяч рублей, потребуется потратить еще 200 тысяч. Согласитесь, что такие траты доступны не каждому любителю грязевого экстрима. Да еще и нельзя забывать о суровости подобных соревнований, где поломки и прочие казусы - постоянные спутники каждого участника. Оборванные приводы колес, сгоревшее сцепление, разорванные раздаточные коробки – итоги нешуточной борьбы за лидерство.

Однако, жалеть участников не стоит, ведь они прекрасно понимают, на что идут. К тому же, подобные мероприятия проводятся не только для удовлетворения личных амбиций обладателей вездеходов, а для зрителей с целью приобщения оных к этому виду спорта. Помучить свои полноприводные авто и при этом получить такой же адреналин их владельцы могут с таким же успехом на очередной вылазке на рыбалку или охоту. Поэтому можно однозначно заявить, что абаканский джип-триал проводится исключительно для зрителей. Для них же было предусмотрено и горячее питание, и музыкальное сопровождение в стиле Boney M. Впрочем, многие не оценили сего по достоинству, практично прихватив с собой из дому мясо для шашлыка, сосиски и кетчуп, разведя костер вдали от шума и гама. На природе в весенний погожий день посидеть у костра - что может быть лучше? А когда еще и такой повод имеется, чтобы выбраться на природу, то вообще замечательно.

Роман Аржанов, газета "Империя Авто"

ТР-1
1 место      борт № 20 - Андреенко И., Кузин А. (Саяногорск)
2 место      борт № 11 - Метляяев А., Колесников И. (Минусинск)
3 место      борт № 23 - Воротников А., Логинов А. (Абакан)
 
ТР-2
1 место      борт № 14 - Сизых А., Швиндт А. (Минусинск)
2 место      борт № 8 - Стома В., Капитонов Н. (Абакан)
3 место      борт № 6 - Шарамченко А., Пыликов А. (Абакан)
3 место      борт № 4 - Сабитов Р., Чухонастов Д. (Черногорск) 
 
ТР-3
1 место
2 место
3 место
 



Видео от nosferatu05-07