Виталий Ушенко
Виталий Ушенко
Имя Ушенко Виталий Михайлович
Вид спорта мотокросс
Разряд/звание II разряд
Класс хобби, открытый
Город/регион с. Идринское Красноярского края
Личные достижения I место - открытое первенство Идринского района, 5 марта 2008 г.;
I место - открытое первенство города Черногорска, 9 марта 2008 г.;
II место - 1 этап чемпионата Сибири, 18-19 апреля 2009 г.;
III место - 4 этап чемпионата Красноярского края, 6 июня 2009 г.;
I место - открытое первенство города Черногорска, 27 июня 2009 г.;
I место - традиционный весенний мотокросс г. Абакан, 17 апреля 2010 г.

Интервью опубликовано в газете "Идринский вестник" в августе 2010 года

Осенью 2008 года в райцентре впервые проходили соревнования по мотокроссу. Что и говорить - зрелище впечатляющее... Нынче состоится открытое первенство Идринского района по данному виду спорта. И сегодняшний наш гость - Виталий Ушенко, организатор соревнований по мотокроссу.

- Виталий Михайлович, расскажите, пожалуйста, о себе.

- Родился и вырос в Черногорске, окончил школу, затем горный техникум. По специальности - горный электромеханик. Когда учился в техникуме, занимался мотоспортом в секции при ДОСААФе. Потом наступила перестройка, все благополучно умерло, секция прекратила свое существование, технику растащили. На время пришлось забыть о спорте. Занялся предпринимательством, а точнее - реализацией кондитерских изделий. Было несколько точек в Абакане, Минусинске и Черногорске. Бизнес шел неплохо, но производители решили, что им выгоднее работать без посредников. Думали, что если выставят оптовые цены, то покупатели валом повалят. Объемы не увеличились, народ сладостей есть больше не стал. В итоге они обанкротились и обанкротили предпринимателей.

Помог случай, стал продавать уголь. Приехал в Николаевку Краснотуранского района, купил дом, начал работать. Торговал и в Идре - три года машина стояла на рынке. Мой бизнес стал кому-то мешать. Возник конфликт с главой Саянского сельсовета. Я понимаю, машины ходят, шум. Только когда по селу едет колхозный трактор, никого это не задевает. А грузовик частника и пылит, и шумит, и прочее. В конце концов надоело огрызаться, решил искать место в Идринском. Купили территорию, сами делали ремонт. Работаем три года, результат есть - увеличили площадь, приобретаем эффективную технику, чтобы увеличить доходность бизнеса.

Так случилось, что появились проблемы со здоровьем. Когда серьезно занимаешься бизнесом, голова не отдыхает. Люди расслабляются по-разному: кто алкоголем, кто на рыбалку ездит. Меня все это "не цепляет". Алкоголь применяю очень редко, видимо в силу особенности организма не испытываю при этом удовольствия. Поэтому решил кататься. Уже третий мотоцикл поменял.

- В нынешних соревнованиях вы будете участвовать?

- К сожалению, нет. Сезон для меня начался неудачно. В первой гонке был лидером, причем обогнал многих конкурентов, показал хорошее время. К началу второй гонки очень сильно перенервничал, сел на мотоцикл в том состоянии, в котором не нужно было этого делать. Получил серьезную травму, выступать пока не могу.

- Какой разряд вы имеете?

- В юности "выкатал" второй взрослый, на том и остановился. Позже звания писали на папиросной бумаге - условно, да я и не старался получить какой-то разряд. В заявке обычно указываю, что разряда не имею. От этого хуже я не езжу, отношение ко мне хуже не становится. В моем возрасте чемпионом России не стать, цели и задачи совершенно другие.

- А какие у вас цели и задачи?

- Хочется показать, что такое мотоспорт, заинтересовать молодых людей, чтобы они начали заниматься. Это спорт для ребят, которых считают сложными. Они думают, что им ничего не интересно, противопоставляют себя каким-то устоявшимся, сложившимся отношениям. А в мотоспорте нет голословности. Эмоционально надо себя готовить, потому что в состоянии шока ты не сможешь ни ногами, ни руками быстро двигать. По физической нагрузке мотоспорт можно сравнить с бегом на сто метров - необходимо выкладываться полностью. И талант должен быть, ведь идет борьба на уровне акробатики. Чтобы победить, скорость мышечная должна быть быстрее способности мыслить. В этом случае вырабатывается интуиция. Только по истечении долгого времени человек научится замечать секунды: замечает, как вылетает на трамплин, что нужно сделать, чтобы правильно приземлиться, как улучшить траекторию полета. Времени отпускается на все очень мало, повторить нельзя, соответственно достигается все долгими упорными тренировками. Морально страшно начать в первый раз. Есть, конечно, свои технологии и в мотоспорте. Допустим, приезжает спортсмен впервые на соревнования. Трассу ни разу не видел, а трамплин разрывной - это когда не долететь нельзя и перелететь нельзя. Надо как-то выбрать скорость отрыва, чтобы приземлиться в конкретной точке. Существует прием: "зацепиться" за гонщиком, который уже прикатался. Катишься в метрах двух-трех от него, смотришь место отрыва, с какой скоростью он идет, и прыгаешь, а там как повезет. После первого прыжка можно делать выводы, и уже не страшно.

Накатаюсь на мотоцикле, и потом нет желания газовать на машине, куда-то торопиться. Человек становится уверенным в себе. Любой вид спорта дает стержень в характере. Если сквозь пот, сквозь слезы, травмы человек чего-то добивается, то и жизненные сложности его не сломают. Родителям стоит над этим задуматься.

- Виталий Михайлович, мотоспорт - это большие скорости, прыжки, крутые виражи. Прямая угроза здоровью спортсмена...

- Мотоспорт - спорт серьезный, но нельзя сказать, что он опасный. По травматичности он находится далеко за десяткой "лидеров". А на пятом месте - футбол. Так что теперь - в футбол никому не играть? Да, бывают травмы, бывают летальные исходы, но сколько гибнет на дорогах в авариях просто по глупости. Травмы наносятся зачастую из-за неправильной организации соревнований. Один упал, а другого не предупредили. На скорости спортсмен видит, куда едет, а не видит в момент отрыва на трамплине. Вылетает, а в точке приземления кто-то находится. Тогда и можно получить и нанести травмы, несовместимые с жизнью. Для предупреждения таких случаев есть судья на трамплине, который показывает красный флаг, что означает - "завал" за трамплином. Спортсмен сбавляет скорость и просто прокатывается, чтобы можно было вернуться. Ведь у мотоцикла нет крыльев, а длина полета до 30-40 метров. Изменить траекторию невозможно, можно чуть-чуть подкорректировать, но избежать столкновения нереально.

- Мы говорим о том, что нужно привлекать молодых людей к занятиям. А кто с ними будет заниматься? Вырастить хорошего спортсмена может только хороший тренер.

- На сегодняшний день реально занимается с детьми один человек - Александр Толстихин в Хакасии (СТК «Чемпион»). В клубе нет ничего, ставят частные мотоциклы, приобретают какой-то хлам неимоверными усилиями тренера, который, кстати, ничего не получает. Обидно, потому что Красноярский край всегда был сильным по мотоспорту. Сборная Хакасии была практически сборной края и занимали призовые места на различных соревнованиях. А сейчас этапы краевых состязаний проходят при нулевом финансировании, когда на грамоты нет ни копейки. И откуда взяться тренерскому составу при отсутствии средств? И главное - на что садить детей? Спорт очень затратный. Раньше по результатам соревнований по линии ДОСААФ каждый сезон выделяли мотоциклы на команду-победительницу и на конкретного человека. Обеспечивали проживание на соревнованиях, выделяли бензин и масла, выплачивали командировочные. Сейчас все иначе: на проведение соревнований собираем по кругу - кто сколько сможет, а государственной поддержки нет. Еще пытаются приравнять все нормы к общеевропейским. В Европе спортсмен приехал, платит 1500 евро и выходит на старт. Хоть какая у него подготовка, главное - плати. Потом уже призовой фонд делится. Потому и там спорт не является массовым. У нас тоже пытаются ввести всевозможные сборы со спортсменов. Лицензию надо иметь. Нет лицензии - покупай разовую - 800 рублей. На соревнованиях поставили чипы на мотоциклы. Да, это удобно - не надо считать, компьютер показывает время и место и прочее. Удобно. Только каждый спортсмен заплатил по 500 рублей за использование этого чипа. Плюс дорога. За свой счет приехал, купил бензин на мотоцикл, масло, которое стоит 1000 рублей за литр. Выезд обходится примерно тысяч пять. Приехал, с него еще пару тысяч собрали. В общем, не все так хорошо в спорте.

- Вы говорите, спорт затратный. В таком случае, кто же будет обеспечивать всем необходимым ребят, в семьях которых тяжелое материальное положение?

- Хороший мотоцикл стоит 200 тысяч рублей, форма - 1500 долларов, без нее нельзя садиться на мотоцикл. Это далеко не каждому по карману. В этом случае все во власти руководителей, чтобы те деньги, которые отпускаются, дошли бы до клуба или секции. Чтобы тренер получал ставку и занимался ребятишками, чтобы можно было ту же арестованную технику приобрести. Придут, гайки покрутят и то хорошо. Потом можно купить несколько мотоциклов и отбирать талантливых ребят. Пусть кататься будет три-пять человек, но заниматься будут тридцать, чтобы было из кого выбирать. У каждого есть надежда, что именно он сядет на мотоцикл и будет к этому стремиться. Нет таланта, хоть какие-то умные мысли придут в голову. Не достигнет чего-то в спорте, так хоть ключами научится работать. Многие родители идут на огромные финансовые затраты: берут кредиты, покупают мотоциклы, чтобы оттянуть от дурного влияния среды. На это способны единицы, а остальным нужна помощь государства.

- Финансирования нет, на что же в таком случае проводите открытое первенство?

- Провожу ведь не я один. Есть единомышленники в лице главы Идринского сельсовета Валерия Славского, Виктора Яковлева, в лице администрации района, как прошлой, так и нынешней. Они идут навстречу, чтобы хоть что-то сделать, что-то показать. Если считать, что это ни к чему не приведет, то тогда ничем не надо заниматься. Тогда и жизнь будет скучной. Может быть, кто-то из тех людей, которые имеют деньги, заинтересуется. Может, захочет, чтобы ребенок занимался. Чем нас будет больше, тем легче и соревнования проводить - показать людям, что такое мотоспорт, проще выехать на гонку.

И вообще, в мотоспорте совсем другая атмосфера. Я попадаю в эту среду и отдыхаю от проблем - у меня свой круг общения, свои разговоры. Даже в бизнесе меня окружают бывшие спортсмены. На сегодняшний день они помогли мне крупной суммой денег. Иначе мы не смогли бы подготовиться к отопительному сезону. Это все заслуга мотоспорта. И то, что я не сломался в свое время, - это заслуга спорта. Если ты можешь побороть страх, можешь терпеть лишения - неужели прогнешься перед трудностями? Человек, успешный в спорте, обрекает себя на активный образ жизни. Он двигается, зарабатывает, стремится к чему-то и не сдается с первого раза. Вот это хочется донести людям.

- Что ждет зрителей на нынешних соревнованиях в Идринском?

- Зрелище будет однозначно. Ребята были на нашей трассе, знают отношение к спортсменам. Приедут сильнейшие гонщики Сибирского федерального округа, будет на что посмотреть.

- Основные требования, по которым построена трасса.

- Требование одно - безопасность. Нельзя делать длинные скоростные прямые, чтобы избежать падения. И нельзя делать разрывные трамплины, у нас их нет. Мы не делали ничего суперсложного, но трасса техничная. Как ребята говорят: "Негде отдохнуть". Единственное, травмы могут быть при падении или при столкновении. Это надо поднапрячься с организацией. Судейство будет организовано тоже на высоком уровне, постараемся учесть все моменты.

- Виталий Михайлович, вы живете в нашем селе относительно недавно. Что вас здесь устраивает, а что - нет?

- Именно здесь мне повезло с людьми - сложился деловой круг и круг личного общения. А не устраивает невоспитанность. Впрочем, это не только в Идре. Когда люди стараются, убирают территорию, проходит дорогая машина и из окна выкидывают мусор. Когда ребенок пытается оторвать доску в заборе, а мама спокойно за этим наблюдает. Когда на берегу разбросаны шприцы, которыми пользовались наркоманы. Неприятно смотреть и страшно.

- На ваш взгляд, что самое ценное у человека, кроме жизни, конечно?

- Имя. Человек несет его через всю жизнь, с ним оступается и пытается подняться. Если совершил подлость - клеймо на всю жизнь, не отмыться. Имя - это уважение к самому себе. Не нужно давать обязательств, которые не можешь выполнить, иначе потеряешь уважение и запятнаешь свое имя.

- Спасибо за беседу. Успехов вам.

Записала Вера Вопилова, газета "Идринский вестник"

DatsoPic 2.0 © 2009 by Andrey Datso
DatsoPic 2.0 © 2009 by Andrey Datso
DatsoPic 2.0 © 2009 by Andrey Datso
DatsoPic 2.0 © 2009 by Andrey Datso
DatsoPic 2.0 © 2009 by Andrey Datso
DatsoPic 2.0 © 2009 by Andrey Datso
DatsoPic 2.0 © 2009 by Andrey Datso
DatsoPic 2.0 © 2009 by Andrey Datso