Дмитрий Тортуков
Дмитрий Тортуков
Имя Тортуков Дмитрий Юрьевич
Вид спорта дрэг-рейсинг
Разряд/звание
Класс Fast Street B
Город/регион г. Абакан Республики Хакасия
Личные достижения III место - 2 этап Чемпионата России по дрэг-рейсингу, 3-4 июля 2010 г.

Интервью опубликовано в газете "Империя Авто" в июле 2010 года

Дрэг-рейсинг – это всегда незабываемое зрелище, море адреналина, восторженные крики болельщиков и коварная лотерея. Иногда счастливый билет выпадает совершенно случайно, но без веских аргументов фортуна скидок не дает. Поэтому 3-е место на втором этапе Чемпионата России по дрэг-рейсингу заслуженно присудили абаканцу Дмитрию Тортукову. О том как все происходило, выясним лично у призера.

- Дмитрий, мне известно, что ты к этой награде шел постепенно, расскажи, когда ты впервые принял участие в гонках на Красном Кольце?

- Первый раз удалось принять участие в красноярском дрэг-рейсинге, проходившего 23-24 мая этого года. На гран-при города поехал, преследуя одну-единственную цель - узнать время своей машины на заветной дистанции. В нашем регионе с отсечкой дела обстоят плохо, а после произведенных доработок мотора результат хотелось узнать незамедлительно, вот и было решено выдвигаться на Красное Кольцо. Посоветовавшись с другом Николаем, решили убить сразу двух зайцев: и время узнать, и на гонки посмотреть. Выехали заранее, чтобы поучаствовать свободных пятничных заездах. Первая попытка вышла комом - кошмарных 14 секунд. Тут стало понятно, что причина кроется не в машине, а в моем мастерстве. Но после нескольких тренировочных заездов "дела пошли в гору". И некоторое время спустя ко мне подбегает Колян с горящими глазами и произносит фразу, которая меня приятно шокировала: "Прикинь, твое время 12,5 секунд!" Сперва столь неожиданный результат никак не укладывался в моей голове, я был в восторге. После оглашения результатов у меня появился негласный соперник. Парень на Subaru Impreza WRX STI никак не хотел мириться, что проигрывает мне. Однако, в дополнительных заездах он так и не превзошел мой результат. В конце гонок директор Красного Кольца Аркадий Цареградцев предложил принять участие в предстоящем гран-при города по дрэг-рейсингу. Мы с Николаем слегка смутились от такого предложения, но Аркадий нас убедил тем, что мой автомобиль показывает достойный и стабильный результат, с которым будет не стыдно даже в случае поражения. В общем, мы поддались на уговоры и остались в Красноярске, чтобы принять участие в гран-при города, по итогам которого я занял 4-е место.

- Значит, на втором этапе чемпионата России по дрэг-рейсингу ты оказался не случайно?

- А вот и нет. Посчитав, что в соревнованиях такого уровня мне рассчитывать на призовое место не стоит, решил попробовать свои силы в кольцевых любительских гонках серии Time Attack. Почти стандартная Toyota Carina ED соответствовала классу "Турбо-сток", благо подвеска позволяла провести такой опыт. Однако несколько кругов по Красному Кольцу выявили полное несоответствие зимней резины агрессивной манере езды на теплом асфальте. На каждом вираже задняя ось автомобиля уходила с траектории. Бывалые кольцевики посоветовали сменить покрышки на спортивные – иначе результата не будет. Но такие затраты оказались мне не по карману. Расстроившись, "убил в себе жабу" и отдал 5 тысяч рублей за участие во втором этапе чемпионата России по дрэг-рейсингу. Купив входной билет, также приобрел море проблем, которые нужно было решать на месте. Чемпионат России проводился под эгидой РАФ, поэтому было много жестких требований к участникам соревнований и их автомобилям. В частности, требовалось наличие у пилота шлема, омологированного костюма, которого у нас, конечно же, не было. Все это пришлось брать на прокат. Заставили заменить антифриз в системе охлаждения на воду, чтобы, не дай Бог, на их проклеенную трассу ничего не капнуло. Но и самое главное - их требованиям не соответствовала моя зимняя резина. В спешке перед квалификационными заездами удалось найти комплект почти лысых летних покрышек, на которых зацеп уже был не тот. Даже при переключении на третью передачу колеса срывались в букс, и это на полноприводной машине. Незначительно улучшить ситуацию удалось при помощи понижения давления в шинах до одного очка. В общем, у меня сложилось негативное отношение к РАФ и их жесткому регламенту, из-за которого в каждом классе не допустили к заездам, как минимум одного участника.

- Когда тебе стало понятно, что с результатом 12,5 секунд имеются все шансы претендовать на призовое место?

- После схода с соревнований по техническим причинам участника на Mark II мои шансы возросли значительно. Но самое интересное, что в заезде за второе место с Пермяковым Антоном на Honda Integra при равных шансах на победу я совершил фальстарт. Жаль, что так получилось, ведь при соблюдении некоторых условий я мог претендовать на вторую ступеньку пьедестала. Видимо, перенервничал и слегка отпустил педаль сцепления на старте. Конечно, первое место было "куплено" заранее Пономаревым Денисом на Mitsubishi Lancer EVO, который на квалификационных заездах ездил в полпедали, чтобы не участвовать в классе "Unlim", а в заездах против более слабых соперников, таких как я, дал волю подкапотным лошадям своей машины.

- Обычно на соревнованиях, проходящих на Красном Кольце, призерам и победителям вручают солидные денежные вознаграждения. Тебе удалось отыграть вступительный взнос?

- Да какой там. Ведь организаторами выступала Российская Автомобильная Федерация, а они кроме кубков и грамот ничего не вручают. Единственное, что пообещали всем призерам чемпионата России присвоить спортивное звание. И здесь мне стало понятно, что в соревнованиях такого уровня немаловажную роль играет стабильность автомобиля. Даже на этих гонках в моем классе были автомобили, которые намного быстрее преодолевают дистанцию, но им пришлось сойти по техническим причинам, а я стабильно катал свои 12,5 секунд. Надежность автомобиля в этом виде спорта играет немаловажную роль. Кстати, хочу выразить благодарность Николаю Доможакову, который оказывал неоценимую помощь в качестве механика. В общем, автомобилем вполне доволен; о том, что принял участие в соревнованиях, нисколько не жалею. Также надеюсь выступить на ежегодных соревнованиях по дрэг-рейсингу, которые проходят в Новокузнецке. Но без посторонней материальной помощи придется несладко, вся надежда на спонсоров.

- Дмитрий, а ED-EXIV CLUB еще существует, ведь достаточно много приверженцев этих моделей сменили автомобили на другие?

- Клуб существует, у него есть свой флаг, его члены пополняются новичками. И даже те, кто сменили автомобили, все равно с нами. Мы по-прежнему общаемся, выезжаем на природу, устраиваем корпоративы, делимся впечатлениями и даем друг другу советы. Сейчас ED-EXIV CLUB - это скорее объединение автомобилистов.

- Не приходила ли тебе в голову мысль, глядя на других членов клуба, что пора сменить автомобиль?

- Да нет. Этот автомобиль меня полностью устраивает. При покупке машины к выбору подходил основательно и когда остановился на Carina ED, был уверен, что буду устанавливать на неё турбомотор. Дело в том, что я планирую ездить на этом автомобиле еще долго и на достигнутом пока не останавливаюсь. Впереди еще большее увеличение мощности двигателя и облегчение веса авто за счет замены кузовных элементов.

- Дмитрий, изменилось ли твое отношение после соревнований к таким хваленым автомобилям, как Mitsubishi Lancer EVO и Subaru Impreza WRX STI?

- Здесь трудно сказать однозначно. Единственное, в чем я уверен, так это в том, что мой автомобиль объезжает стандартные EVO и STI. Конечно, трансмиссии этих автомобилей более подготовленные, что дает им преимущество на старте, но в плане мощности они не такие уж и непобедимые. Конечно, тут я не беру в расчет заряженные EVO, которые на дрэге показывают отличные результаты, но сумма доработок таких автомобилей порой превышает 2-3 миллиона рублей.

Хакасия еще всем покажет, придет время - о наших гонщиках заговорят на всю страну. Лишь бы на все это хватило терпения и материальных средств, главное запаса гоночного пороха у местных автомобилистов еще полно.

Записал Роман Аржанов, газета "Империя Авто"