Братья Щегловы - Юрий
Юрий Щеглов
Имя Щеглов Юрий Александрович
Вид спорта мотокросс
Разряд/звание
Класс c 2008 г. - 750 см3
Город/регион г. Абакан Республики Хакасия
Личные достижения

в 60-х гг. выступал в соревнованиях СССР различного ранга;
III место - открытое первенство города Абакана, 23 февраля 2008 г.;
II место - открытое первенство Идринского района, 5 марта 2008 г.;
III место - открытое первенство города Черногорска, 30 августа 2008 г.;
II место - открытое первенство Республики Хакасия, 4 октября 2008 г.;

III место - открытое первенство города Черногорска, 27 июня 2009 г.;
III место - открытое первенство города Абакана, 15 октября 2011 г.;

II место - открытое первенство Алтайского района, 16 октября 2011 г.

I место - открытое первенство Алтайского района, 31 мая 2015 г.


Интервью опубликовано в газете "Абакан" в августе 2009 года

Юрий Щеглов - тот, кого называют уникум. В свои 70 лет он не только не сидит на диване у телевизора, а успевает работать и зарабатывать, но и активно гоняет на мотоцикле, участвуя во множестве различных кроссов и оказываясь на первых ступенях пьедестала! День этого человека начинается с физической разминки, а заканчивается тем, что на стареньком ревущем мотоцикле он преодолевает километры экстремальной тренировочной трассы. И заставить его изменить этому распорядку может только тяжелая травма. Однако, что бы ни случилось, Юрий Щеглов готов ко всему. И сегодня этот смелый абаканец у нас в гостях.

- Юрий Александрович, как случилось, что в столь зрелом возрасте вы пришли в мотоспорт? Это была мечта детства, которая исполнилась только сейчас?

- Нет. Мечта детства - стать профессиональным водителем - исполнилась давно. Я уже 51 год за рулем. А на мотоциклах гонял еще с детства. Когда они только появились в массовом производстве, начали активно открываться секции при ДОСААФе. Как только такой кружок появился у нас, я сразу же в него записался. Интересно было. А потом пошла работа, которая заменила собой все. Работу свою я безумно любил. Для кого как, а для меня в жизни не было ничего лучше, чем наматывать километры дорог и смотреть, как за окном кабины в степи встает солнце или опускается над лесом красно-малиновый закат. Едешь, и чувствуешь, будто ты наедине со всем этим. Сильный и свободный...

Но, в конце-концов, пришло время выходить на пенсию. А когда я на нее вышел, понял, что не могу и не хочу сидеть дома. Во-первых, ее не хватает, а жить хочется достойно. Иметь возможность нормально питаться, подарить внучке новый диск с мультфильмами, велосипед. Посмотреть, как она радуется, и порадоваться самому. А во-вторых, безумно захотелось иметь что-то, чем можно заниматься для души. Поэтому, прежде всего, я пошел работать. А почему бы и нет, если есть силы и желание? Это лучше, чем сидеть в четырех стенах у телевизора и ругать страну и правительство, - жизнь-то от этого все равно не изменится. Изменить ее можно только прилагая усилия самому. Ну, а потом случайно встретил Александра Толстихина. Это мой знакомый молодой мотогонщик. Он-то мне и предложил: "Дядя Юра, давай с нами кататься, стареть перестанешь, вторую молодость обретешь!"

- И вы согласились?

- Честно говоря, сначала я немного сомневался. Но Александр напирал и уговаривал. Даже пригласил покататься для пробы. И вот с этого-то все и началось. Мы с ним поехали за город, на трассу за Самохвалом, где он посадил меня на свой старый мотоцикл и предложил тряхнуть стариной, а точнее молодостью, когда я тоже участвовал в различных гонках. Ну, я и тряхнул. Своими костями. Там же не простая трасса, а со множеством трамплинов, с которых нужно уметь прыгать, зависать с мотоциклом в воздухе, а потом еще и технично приземляться. А вот как раз этого-то я никогда и не делал. В советские времена и трассы были другие, и техника. В общем, подъехал я к трамплину, а Александр мне кричит: "Прыгай, прыгай". Ну я и прыгнул... И приземлился... в разных местах с мотоциклом. Он буквально вылетел из-под меня в воздухе. Вижу, ко мне бежит насмерть испуганный Александр, спрашивает, как я. Я был в порядке. Обошлось без травм. Однако, несмотря на то что я все же испугался, именно с того вечера снова безумно захотелось сесть на мотоцикл. Я ощутил, что что-то пропустил в жизни, что очень хочется наверстать. Например, прыгать с трамплина. Уж что-что, а это я обязательно освою.

- Что вам дают занятия мотоспортом?

- Вы знаете, очень многое. Они необыкновенно дисциплинируют. Помогают справиться с мелкой человеческой ленцой. Я утром встаю и пятьдесят минут занимаюсь физическими упражнениями, чтобы поддерживать форму. Отжимаюсь, подтягиваюсь и так далее. Вряд ли я сделал бы таким начало дня, если бы сидел на пенсии сложа руки. А так я совершенно отчетливо понимаю, что без спорта и десяти минут на трассе не продержусь. Для того, чтобы ездить, в любом возрасте нужно иметь очень сильные руки и плечи. Ведь именно с помощью этой силы ты удерживаешь руль мотоцикла, выворачиваешь его на крутых поворотах, держишь в прыжке, когда летишь над землей. Чтобы это почувствовать в полной мере, надо попробовать самому. Тогда любой поймет, почему после соревнований иногда целыми днями лежишь, не вставая, по две недели, ощущая, как ноют мышцы и кости. Впрочем, это не так важно. Это стоит того, чтобы выйти на трассу.

Ну, а кроме всего прочего, начав заниматься и мотоспортом, и зарядкой, я однажды обнаружил, что чувствую себя намного лучше. Всю жизнь курил, а после того, как бросил, еще долго мучался кашлем и одышкой. А потом, лето тренировок - и я о них и думать забыл.

- Но ведь мотоспорт очень опасное занятие. Один раз неудачно упал - и можно на всю оставшуюся жизнь стать инвалидом или попросту умереть. Вы не боитесь?

- Нет. Все ведущие спортсмены - они все поизломаны, ни одной целой кости ни у кого из них нет. Потому что достижения только таким путем достаются. К тому же травмы можно получить в любом виде спорта. Спортивная гимнастика, например, даже более опасна, чем езда на мотоцикле, позвоночник там намного проще сломать. Гимнасты рискуют сделать это каждый день. Тем более, что у них нет никакой защиты против вывихов и переломов. Гонщики по сравнению с гимнастами очень неплохо экипированы. У нас есть шлемы, без которых мы не разрешаем мальчишкам даже к мотоциклу подойти. У нас есть специальные жилеты, похожие на панцирь черепашки, потому что сделаны они из материала, амортизирующего удар, что во многих случаях позволяет избежать переломов костей при падении. Если есть деньги, можно много чего приобрести, чтобы минимизировать вероятность травм. Благо сейчас для безопасности гонщика разработано все, о чем мы, спортсмены 60-х годов советской страны, даже и мечтать не могли.

А вообще, я считаю, глупо чего-то бояться. Если мне суждено умереть сидя на мотоцикле, то пусть так и будет. Если же нет, значит, я умру иначе. На все воля Божия. Все равно, как ни берегись, каждый из нас проживает столько, сколько ему отмерено. И не надо думать о смерти. Каждому дню надо радоваться. Что ты дышишь, что и для тебя светит солнце, что рядом те, кто тебя любит.

- А как к вашему увлечению относятся близкие?

- Поначалу жена, конечно, была против. Говорила: "Никуда ты не пойдешь, я этого не допущу!" Но я человек упрямый, если что решил - все равно буду делать по-своему. Даже если всем наперекор. И моя Мария это, конечно, тоже знала. Так что я все же начал заниматься: мотоцикл чинить, ездить, а она потихоньку привыкла и перестала возражать. К тому же, время от времени я приношу домой какие-нибудь призы за участие в мотогонках: хороший вентилятор, новенький электрочайник. В такие моменты она вообще мной гордится. Хоть и не говорит, а я чувствую.

Впрочем, иногда старое все же повторяется. Вот недавно, например, в ходе последнего заезда, я перевернулся на мотоцикле. Сломал палец на руке и разбил железного коня вдребезги. Конечно, жена после того, как увидела, в каком виде я вернулся домой, опять решительно заявила, что не позволит мне больше заниматься мотоспортом. Но прошло время, я смотрю, а она мой мотоциклетный костюм постирала и повесила сушиться...

Так что можно сказать, что семья пока не возражает.

- Любой вид спорта в наше время весьма дорогое удовольствие. Где вы берете деньги на свое хобби? Во сколько оно обходится?

- В основном на ремонт мотоцикла, экипировку и поездки на различные соревнования я трачу пенсию. Хотя иногда беру немного и из тех денег, которые зарабатываю. Но это немного, потому что они идут исключительно на мою семью. Чем бы я ни занимался, близкие ведь не должны страдать. Какой же я мужчина, если из-за моих прихотей семья будет голодной?

А вот сказать, во сколько гонки обходятся, сложно. Могу попробовать посчитать стоимость ремонта и подготовки мотоцикла к заезду. Это покупка и установка деталей. Только расточка цилиндров обходится в 1000 рублей. Столько же каждый поршень и кольцо, а их, как вы догадываетесь, в мотоцикле несколько. Амортизаторы вообще не меньше 12 тысяч рублей комплект. Вот уже больше 20 тысяч набралось. А ведь я еще не посчитал расходы на масла, присадки, бензин, экипировку, ездить без которой никак нельзя. Мотоспорт, как вы правильно заметили, дорогое удовольствие. Однако, не только для меня, но и для сегодняшней молодежи заниматься им лучше, чем пить или наркоманить где-нибудь в подъезде. Обидно только, что очень немногие это понимают. Что у нас нет государственной поддержки мотоспорта.

- О чем вы больше всего в жизни жалеете?

- О том, что слишком рано родился. Я предпочел бы родится чуть-чуть попозже.

- А что бы вы изменили в сегодняшней действительности, чтобы быть абсолютно счастливым человеком? Чтобы все в мире было так, как лично вам бы хотелось?

- Скинуть лет 20. И тогда меня бы точно все устроило. Я бы жил как король, и на все бы себе заработал. Потому что сейчас замечательное время. В магазинах все есть, можно заниматься любой деятельностью. А если кто-то говорит, что плохо жить, то это лодырь и пьяница. Вы выйдете в город, посмотрите, на чем люди ездят, в чем они одеты и у вас язык не повернется сказать, что мы плохо живем. Нормально мы живем. А машины сейчас какие? Ты за рулем испытываешь комфорт и моральное удовлетворение!

Тот, кто считает иначе, просто не знает, что такое настоящий голод и ужас, который наша семья пережила в годы войны. А тот, кто ностальгически вспоминает халяву советского времени, не вызывает у меня уважения. Тогда ведь как было? Делаешь, ты что-то, не делаешь, у тебя есть положенное рабочее время, которое ты можешь проболтаться, пока другие за тебя работают, и получить потом оклад. Сейчас никто тебе за просто так платить не будет. Вкалывать надо. И тогда все будет. И счастье, и достаток, и успех. Чего я всем и желаю.

Записала Мария Кидяева, газета "Абакан"