Братья Щегловы - Владимир
Владимир Щеглов
Имя Щеглов Владимир Александрович
Вид спорта спидвей, мотогонки на льду, мотокросс
Разряд/звание мастер спорта СССР
Класс в настоящее время в гонках не участвует
Город/регион г. Черногорск Республики Хакасия
Личные достижения до 80-х гг. успешно выступал в соревнованиях СССР различного ранга;
в 80-х гг. - руководитель и тренер мотошколы "Спидвей-юниор"

На основе статей газеты "Советская Хакасия" 80-х гг.
и главы "мотоспорт" книги "Черногорск. 85 спортивных лет"

В числе тех, кто создавал спортивную историю Хакасии, есть имя большого энтузиаста технических видов спорта, бывшего члена сборной команды России по мотоспорту, неоднократного призера и победителя, мастера спорта СССР Владимира Александровича Щеглова. Он приехал в Черногорск по приглашению администрации комбината "ИСКОЖ" в 1978 году из Кемерово уже будучи специалистом со спортивным образованием.

Вообще-то в детстве мечтал стать летчиком. Да и не мудрено - жили-то у аэродрома. Но уже с первых попыток все пошло как-то не так. Был один полет на планере, а второму не суждено состояться - аппарат разбили. Хотел стать парашютистом, прыжки отменили, когда самолет уже находился в воздухе - сильный ветер поднялся. А потом взлетное поле раскисло, начались выпускные экзамены в школе - не до парашютных прыжков оказалось. И в летное училище не попал - не прошел комиссию. Так и заглохла авиационная карьера.

Как раз тогда старший брат Юрий, записавшийся в мотосекцию, впервые посадил его за руль спортивного мотоцикла. Сам примостился сзади... Стал Владимир Щеглов мотогонщиком, да еще каким! Тринадцать раз был победителем и призером Всесоюзных и республиканских чемпионатов. Мастер спорта СССР. В технике для него никаких секретов, сам моторы делал, выигрывал на них. Да только и на гаревой, и ледяной дорожках его не всюду поджидали одни победы. Разбивался, лежал в больницах, боролся с болью... Настала пора расставаться с большим спортом.

Все они, трое братьев Щегловых, увлекались мотоциклами. И более младший всегда по числу спортивных побед превосходил более старшего. Словно старший передал ему частицу своего опыта и мастерства. Впрочем, так оно и есть. Когда самый младший - Петр - участвовал во Всесоюзных и республиканских соревнованиях, готовился к чемпионату СССР, тренером у гонщика Петра Щеглова - брат Владимир Александрович Щеглов, который за свое наставничество уже тогда был отмечен специальными спортивными наградами.

Когда Петр стал чемпионом СССР, они оба были удостоены золотых медалей. Есть у Владимира Александровича две тренерских серебряных медали, несколько бронзовых. Мало в каких видах спорта так высоко отмечаются тренеры лучших спортсменов. Но совершенно не случайна такая традиция в спидвее. В гонках от спортсмена зависит половина успеха, вторая половина - от его мотоцикла. А хороший тренер - он же и хороший механик. Иначе в этом виде спорта быть просто не может. Что касается мотоцикла, то здесь обязательное условие - соблюдать определенный объем цилиндра. Остальное - пожалуйста, как сказал Маяковский, "твори, выдумывай, пробуй". И братья Щегловы следуют этому принципу. Владимир Александрович - квалифицированный литейщик, токарь, фрезеровщик, слесарь, расточник, шлифовальщик. Он сам делает даже ответственнейшие детали двигателей. При этом старается использовать все, что есть нового в мотостроении. Впрочем, почему только в мотостроении? Владимир Александрович и авиалюбитель. Он сконструировал несколько моделей легких самолетов. Две из них построил. Авиастроение - вторая его страсть. Причем, как и в первой, он достиг здесь немалого. В 1984 году участвовал во втором Всесоюзном смотре сверхлегких летательных аппаратов. Возил на него самолет "Микро-2". Удостоен диплома и золотой медали. Совсем небольшой двигатель, представленный Щегловым, как признали тогда солидные специалисты, сделан с учетом новшеств авиастроения тех лет, в нем применены собственные оригинальные решения.

Переехав в Черногорск в 78-м, буквально на второй день занялся проектированием мототрека, который был готов к 1982 году. В это же время в городе с его участием был создан клуб юных гонщиков "Спидвей-юниор", воспитанники которого участвовали в различных соревнованиях. Параллельно на поле мототрека велось возведение административного здания и технических помещений, которое так и осталось незавершенным. Начавшаяся перестройка поставила точку в развитии многих видов спорта, в том числе и мотоспорта.

Оставшись не у дел, бывший чемпион одно время работал председателем ДОСААФ, а затем в 1987 году ушел преподавателем труда в школу № 4. Мастер на все руки, натура деятельная и увлекающаяся, он занялся изучением истории авиации, самолетостроения. Интересовался художественными ремеслами, искусством древних мастеров, собирал литературу по обработке дерева.

В конце 90-х годов он самостоятельно построил дом, оборудовал мастерскую, стал работать на заказ. В свои 66 лет В. Щеглов остается разносторонним, активным, подвижным человеком, интересным собеседником. Продолжает трудиться преподавателем труда в школе № 4.

По материалам газеты "Советская Хакасия"
и книги В. Чубрикова "Черногорск. 85 спортивных лет"

P.S. В коллаже кроме фотографий Владимира Александровича использованы фотографии мотогонок советского времени, предоставленные сайту ветеранами мотоспорта Хакасии и юга Красноярского края.