Александр Толстихин
Александр Толстихин
Имя Толстихин Александр Иванович
Вид спорта Мотокросс
Разряд/звание КМС СССР
Класс «ветераны», 750 куб. см (коляски)
Город/регион г. Абакан Республики Хакасия
Личные достижения II место - открытое первенство города Абакана, 23 февраля 2008 г.;
III место - открытое первенство Идринского района, 5 марта 2008 г.;
I место - открытое первенство города Черногорска, 9 марта 2008 г.;
III место - открытое первенство города Черногорска, 30 августа 2008 г.;
I место - открытое первенство Алтайского района, 26 сентября 2008 г.;
I место - открытое первенство города Абакана, 4 октября 2008 г.;
III место - открытое первенство города Минусинска, 22 февраля 2009 г.;
I место - открытое первенство города Абакана, 23 февраля 2009 г.;
I место - 1 этап Чемпионата СФО по мотокроссу, 18-19 апреля 2009 г.;
I место - открытое первенство Алтайского района, 26 апреля 2009 г.;
II место - открытое первенство Идринского района, 7 июня 2009 г.;
I место - открытое первенство города Черногорска, 27 июня 2009 г.;
II место - открытое первенство города Минусинска, 16 августа 2009 г.;
I место - открытое первенство Алтайского района, 17 октября 2009 г.;
III место - открытое первенство города Абакана, 17 апреля 2010 г.;
II место - открытое первенство города Минусинска, 14 августа 2010 г.;
I место - открытое первенство города Абакана, 20 февраля 2011 г.;
I место - открытое первенство города Абакана, 16 апреля 2011 г.;
II место - открытое первенство города Черногорска, 17 апреля 2011 г.;
I место - открытое первенство города Абакана, 15 октября 2011 г.;
I место - открытое первенство Алтайского района, 16 октября 2011 г.;
II место - открытое первенство Алтайского района, 2 июня 2012 г.

Интервью опубликовано в газете "Шанс" 19 сентября 2002 года

Каждый человек украшает и разрисовывает свою жизнь по-разному. Мирному обывателю, привыкшему отдыхать за кружкой пива, а впечатления получать напрямую из телеящика, никогда не понять, для чего люди лезут в горы, добровольно вываливаются из самолета с парашютом за плечами или ныряют в морские глубины. Можно ли найти какое-то удовольствие в том, что сопряжено с риском для хрупкой человеческой жизни?!

Видимо, можно, и еще какое, иначе что заставляет спортсменов-экстремальщиков возвращаться к любимому делу даже после серьезных травм, полученных там же, в процессе адреналинных развлечений? Или почему обросший делами, торговыми точками и семьей предприниматель по вечерам пересаживается с солидного автомобиля на кроссовый мотоцикл и наравне с зеленой пацанвой совершает головокружительные (а в случае неосторожности - головоломательные) прыжки на мототрассе?

Обо всем этом и о многом другом - в нашей беседе с многократным чемпионом по мотокроссу, тренером СТК "Чемпион" Александром Толстихиным.

- Александр, Вы, как тренер и спортсмен со стажем, наверняка можете объяснить, что приводит людей в мотоспорт. Гонки на кроссовых мотоциклах - это дань моде на экстремальные увлечения?

- Не думаю, что только это. Мода на экстремальные виды спорта до нас только докатывается, а мотоспорт был популярен в нашей стране в далекие доперестроечные годы. Я начал заниматься этим видом спорта 23 года назад, и уже тогда соревнования по спидвею, мотокроссу собирали толпы зрителей. Согласитесь, это очень красивый, зрелищный спорт.

- А также весьма травматичный и дорогостоящий.

- Не такой уж травматичный, и не такой дорогой, если разобраться. Опасность получить травму существует в любом виде спорта, особенно, если речь идет о спорте профессиональном. Однако, согласно статистике, мотоспорт занимает всего лишь десятое место в списке наиболее "травматичных" видов спорта. А что касается дороговизны, кроссовые мотоциклы, на которых тренируются и выступают наши ребята, стоят в среднем одну-две тысячи долларов. Это, конечно, не потолок цен. Существуют гораздо более "навороченные" и, соответственно, более дорогие модели. Государственная поддержка мотоспорта закончилась с началом перестройки. Так что сегодня наши спортсмены покупают технику и экипируются на средства из личного кармана. Разумеется, в таких условиях одного желания заниматься мотокроссом недостаточно, нужны деньги. Отдельно взятому спортсмену его "увлечение" обходится недешево. С другой стороны, если речь пойдет о цифрах, которые необходимы нам для развития, для того, чтобы сделать мотоспорт в Хакасии действительно народным, в масштабах республики это не такие уж большие траты. На полтора миллиона рублей можно было бы купить десять-двенадцать подержанных кроссовых мотоциклов. Этот базовый вклад позволил бы нам создать техническую базу и тренировать от тридцати до пятидесяти мальчишек из любых, даже самых необеспеченных семей.

- Понимаю, к чему Вы клоните: ударим мотокроссом по беспризорности?

- Знаете, чем мотоспорт заражает людей? Он дает им неслабую дозу адреналина и возможность самоутвердиться. Этим мотокросс берет всех, от мала до велика. Но в подростковом возрасте жажда острых ощущений и самоутверждения наиболее велика, а вот куда направить эту бушующую энергию взрослеющего организма - не всякому известно. Хорошо, когда подростки приходят в спорт - это мирный, осмысленный и наиболее правильный способ получить свой адреналин и доказать себе и другим, на что ты способен. А если на спорт попросту не хватает денег? Тогда самоутверждаются на улице, а "остренькое" ищут в наркоте и пьянках.

- Насчет адреналина... Складывается впечатление, что "больные" мотокроссом люди - прямо-таки адреналиноманы, у которых напрочь отсутствует чувство реальной опасности.

- Все как раз с точностью до наоборот. В мотокроссе нельзя полагаться на случай и терять контроль над ситуацией. Спортсмен всегда должен знать, каким будет его действие в следующую секунду, не действовать наугад - повезет-не повезет, - чувствовать машину, реагировать мгновенно. Одним словом, без головы, без чувства реальной опасности на трассе делать нечего.

- Но при этом многие мотогонщики, пересев с мотоцикла за руль автомобиля, ведут себя так, словно гонка продолжается: педаль в пол - и полетели.

- Это верно, даже зимой, в гололед, когда все катятся не больше шестидесяти, наши, если, конечно, на дороге нет ограничений по скорости, легко едут сто - сто двадцать. А по сухому асфальту и вовсе топят "во всю ручку". Был у нас умелец: на "Короне" за два с половиной часа от Абакана до Красноярска добирался, а доехать за три часа для многих из наших - уже само собой разумеется. При этом я вовсе не одобряю такую езду в исполнении любителей. Наши спортсмены могут себе это позволить, потому что переносят с мототрассы на автостраду выработавшееся за годы тренировок чувство машины и тотальный, въевшийся в подсознание контроль ситуации. За последние десять лет я не припомню ни одного случая, чтобы кто-то из знакомых мне гонщиков попадал в передрягу, будучи за рулем автомобиля. Они знают, что делают, и ездят хоть и быстро, но разумно.

- Можно ли мотокросс называть полноценным спортом? Ведь традиционно спорт - это воспитание тела: накачка мышц, впечатляющая растяжка, бег с реактивной скоростью...

- А у нас, Вы хотите сказать, всего лишь езда на мотоцикле. Тем, кто хоть раз пробовал свои силы на кроссовом мотоцикле, можно не объяснять, какой физической подготовки требует такая техника от спортсмена. Для тех, кто совсем не в курсе - расскажу. Большую часть заезда мотогонщик проводит на ногах, еще точнее - в полуприседе. Попробуйте ради интереса просто постоять в таком положении, опустившись в полуприсед. Не думаю, что долго выдержите без тренировки. Сильные мышцы ног - это первое, чего от вас потребует мотоцикл. У нас был спортсмен, который, чтобы оставаться в хорошей форме, регулярно выполнял по сорок минут одних только приседаний. Управление кроссовым мотоциклом, мягко говоря, весьма затруднительно, если в "кисельном" состоянии находятся все остальные мышцы - спина, руки, пресс... Лишние килограммы и мотокросс тоже несовместимы. Некоторые наши спортсмены ходят в тренажерный зал или подкачиваются самостоятельно. Этот спорт настолько энергозатратный и требует такой выносливости, что даже тяжелоатлеты и качки со стажем первые заезды выдерживают с трудом.

- Правда ли, что, исключая финансы, в Хакасии почти идеальные условия для воспитания чемпионов мотокросса?

- Да, у нас для воспитания чемпионов и развития мотоспорта есть все, кроме денег. Есть свои звезды мотоспорта, многократные призеры и победители соревнований, гонщики, которые рады разделить свой опыт с талантливыми новичками. У нас хорошие погодные условия. Погода позволяет нам тренироваться с апреля по октябрь. Поэтому к нам на сборы приезжают спортсмены из других регионов, где особенности климата делают трассу доступной лишь на короткий период. Наконец, собственными усилиями мы сделали три различных тренировочных трассы. Трасса в районе Мостоотряда - песчаная, силовая. Трасса на Подсинем хороша тем, что имеет двадцать восемь прыжков. Есть трасса в районе Усть-Абакана.

- А сколько времени нужно, чтобы научиться ездить на кроссовом мотоцикле? Я имею в виду научиться до "спортивного" уровня.

- В мотоспорте, как и в любом другом деле, нужен талант. Сейчас многие, кому позволяют средства, заводят кроссовый мотоцикл, катаются ради удовольствия. Чтобы выйти на соревновательный уровень, нужно относиться к мотоциклу серьезнее, чем просто как к модной игрушке. Чтобы "получить" мотогонщика, нужен как минимум год. Такой случай был в моей практике, но его можно назвать уникальным. Обычно за год можно научиться более или менее прилично ездить по трассе, а чтобы участвовать в каких-то больших соревнованиях и побеждать, нужно время и тренировки, тренировки, тренировки...

- Любовь к мотоспорту как-то сказывается на всех остальных увлечениях мотогонщиков? Наверное, везде прослеживается такой же страстный экстремализм?

- Любовь к технике и скорости - точно прослеживается. Многие гоняют на гидробайках или увлекаются картингом, про то, что все мы любители ездить во весь спидометр, я уже рассказывал.

- Во всем мире гонки приносят колоссальный доход. Пилоты "Формулы 1" зарабатывают фантастические суммы, даже не становясь чемпионами. Есть ли такие же перспективы у мотоспорта в России?

- Не думаю. По крайней мере, в ближайшем будущем. Более того, я опасаюсь, как бы мотоспорт в Хакасии не прекратил свое существование совсем. Велика вероятность, что без государственной поддержки мотокросс из профессионального спорта деформируется в экстремальное развлечение для любителей. Несмотря на то, что у мотоспорта было и остается множество поклонников, государство, похоже, перестало воспринимать его всерьез.

Обмануть рекламой зрителя можно только один раз. Когда проходят соревнования по некоторым другим видам спорта, которые в нашей республике считаются приоритетными и в которые вкладывается едва ли не весь спортивный бюджет, трибуны стадиона остаются полупустыми. А посмотреть на мотокросс в любую погоду съезжаются толпы народа. Стоят на ветру, на холоде - негде даже присесть, а все равно не расходятся до конца гонок. Потому что интересно. А во времена, когда проходили гонки на льду, на стадионе яблоку было негде упасть, билеты "на мотогонщиков" расходились лучше, чем на любую попсовую знаменитость. Кстати, среди зрителей, наблюдающих за соревнованиями, бывают и представители городской и республиканской власти: тоже, значит, интересуются. Однако реальной, ощутимой помощи пока никто не оказал. Из-за равнодушия властей некоторые наши спортсмены вынуждены выступать за другие регионы. Например, Дениса Присяжного и Евгения Вайнера пригласили для участия в соревнованиях в высшей лиге. Денис Присяжный занял пятое место, а Евгений Вайнер в классе 250 куб. см вошел в десятку лучших. Четырнадцатилетний Денис получил второе место в молодежном кубке России. Безусловно, Хакасия может гордиться такими результатами, ведь это наши воспитанники, наши талантливые гонщики, но фактически результат уехал в Челябинскую область. А сколько наших ребят из-за отсутствия средств (ведь сборы и поездки на соревнования оплачиваются из своего кошелька!) остаются невыездными, не имеют возможности показать результат тренировок за пределами Хакасии, на межрегиональном уровне! Город ежегодно выделяет небольшую сумму для проведения соревнований, но для развития мотоспорта в Хакасии нужны суммы на порядок выше. Мы всегда открыты для сотрудничества. Нам есть, что предложить со своей стороны, и я думаю тот факт, что наши спортсмены ежегодно участвуют в престижных чемпионатах по мотокроссу и, как минимум, входят в список призеров, а значит, работают на имя, на имидж Хакасии, должен быть поводом и стимулом для того, чтобы поддержать мотоспорт на уровне республики.

Дана Ковальчик, газета "Шанс"